Ленау - Все стихи
Биографии поэтов

Николаус Ленау - Биография


Николаус ЛенауНиколаус Ленау (псевдоним — Николаус Нимбш фон Штреленау) (1802—1850) — немецкий писатель. Родился в Венгрии в дворянской семье. Творчество Ленау выражает усложненность и противоречивость немецкого романтизма эпохи его разложения. Ленау — поэт, связанный с группой поздних романтиков — Уландом, Швабом, Кернером, сложившийся в среде, проникнутой дворянско-монархическими, романтическими традициями, на протяжении всей своей творческой деятельности колебался между этими традициями и побеждавшими их влияниями наступающей буржуазно-капиталистической культуры. Продолжая романтические традиции в обработке сюжетов народного творчества («Фауст», «Анна» и др.), в лирическом пейзаже своих «Naturgedichte», в смешанной форме пьес — эпико-драматических и эпико-лирических, в преобладающей у него романсовой форме эпических стихов, Ленау пытался разрешить противоречие между авторитарной дворянско-феодальной идеологией и разлагающим эту идеологию бюргерским свободомыслием предреволюционных лет. Поискам выхода из указанных противоречий посвящены наиболее крупные эпико-драматические и эпико-лирические его произведения: «Фауст», «Саванаролла» (1837), «Альбигойцы» (1842), характеризующие его тяготение к «большой», монументальной форме. Воплотив все свои сомнения, свое стремление сбросить изживающие себя авторитеты (по существу — дворянско-феодальное мировоззрение) в образе Мефистофеля («Фауст»), Ленау быть может помимо своего желания сделал его победителем над двойственным, колеблющимся, пытающимся все же «как-то соединить мир, бога и себя» Фаустом. Но в «Саванаролле» (цикл романсов), где Л. выступает против эллинизма Возрождения, поэт не может преодолеть в себе «католическое», иначе говоря, — консервативное, традиционное, авторитарное. Радикальные бюргеры «Молодой Германии» приняли поэму в штыки, увидев в ней защиту идеи об оздоровлении государства через возрожденную и обновленную церковь. «Альбигойцы» Ленау, как определяли смысл произведения радикальные критики, — это «торжество освобожденного от пут христианства поэтического духа». «Герой моей новой поэмы — Сомнение», пишет Николаус Ленау. От альбигойцев, борцов против папства, по мнению автора, начинается великий путь борьбы с деспотизмом: «За Гуссом и Жижкой явились Лютер и Гуттен, тридцатилетняя война, севеннские борцы, победители Бастилии и т. д.». Наряду с очень типичной романтической лирикой («Naturgedichte» и др. циклы) у Ленау встречаются стихотворения, которые сближают его с политической поэзией радикального немецкого бюргерства: «Am Grabe eines Ministers» (На могиле министра), «Abschied» (Прощание), где поэт, оставляя страну деспотизма, приветствует свободу, отделенную от него морем — Америку, «Polenlieder» (Польские песни), посвященные п ольскому восстанию, и др.

       Путем переоценок, отступлений, мучительных компромиссов Ленау пытается найти выход в освободительном движении немецкого бюргерства 30—40-х гг. Однако трагедия деградации, пессимизм одиночества постоянно снижают в творчестве Ленау подъем, энергию, боевые настроения молодого класса, которыми пытается «возродиться» поэт, и даже революция 1848 не вносит в его мировоззрение и творчество той целостной монументальности, к которой он всегда стремился.

Источник - Литературная энциклопедия в 11 томах. 1929—1939.



Стихи поэтов XIX-XX веков