Готова ли наконец Россия автоматизировать все ЛПУ
О предприятии | Новости | Продукция | Прайс-лист | Контакты

Добро пожаловать!

О предприятии

Новости

Продукция

Прайс-лист

Контакты

На правах рекламы:

Пиявки купить в москве недорого по материалам сайта .

Готова ли наконец Россия автоматизировать все ЛПУ Готова ли наконец Россия автоматизировать все ЛПУ или смогут ли уйти наши медики от бумажных историй болезни "Диагноз на жестком диске" - под таким заголовком сегодня "Ведомости" опубликовали статью на тему о возможности внедрения электронной медстатистической системы в Российское здравоохранение. Электронная медицинская система позволит заменить бумажные истории болезни на профайл пациента в базе: ошибок станет меньше, врачам будет проще разобраться в назначениях друг друга, а очереди на прием могут и вовсе исчезнуть

К 2010 году правительство Астраханской области планирует объединить более 300 лечебно-профилактических региональных медицинских учреждений в единую информационную сеть. В 2007 году к реализации похожего проекта приступили в Тюменской области, а в начале 2008-го - в Псковской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В ближайшие пять лет единую систему планируется внедрить во всех муниципальных медучреждениях Хабаровска. В этом году Федеральное агентство по информационным технологиям проводит открытый конкурс среди регионов, предложивших программно-техническое решение этой задачи. Проект победителя будет тиражироваться - в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" - в других регионах.

Эти крупные и дорогостоящие нововведения (стоимость единой медицинской системы в Астраханской области ее губернатор Александр Жилкин оценивает в 400 млн рублей) рассчитаны на автоматизацию тысяч рабочих мест, а в перспективе могут значительно упростить обмен данными между поликлиниками, больницами и лабораториями и улучшить качество медицинского обслуживания. По сведениям Медицинского информационно-аналитического центра РАМН, использование программного обеспечения на 30-50% снижает количество врачебных ошибок, таких как назначение несовместимых лекарств. Пациенты тратят меньше времени в очередях в регистратуру и на прием. Качество лечения улучшается за счет большего объема доступной врачу информации, а способы ее предоставления становятся более наглядными. Врач перед экраном компьютера - такая картина становится все более привычной, однако полностью отказаться от бумажных документов в ближайшем будущем удастся вряд ли.

Кривая Примера Примеровича

Врач перед экраном компьютера - такая картина становится все более привычной "Так выглядит типичная бумажная карта одного из наших пациентов", - Борис Зингерман показывает фотографию: пухлая пачка выписок, анализов, снимков - разноформатных листов, с трудом умещающихся под обложкой. В том, что в картах некоторых больных хранятся сотни анализов крови, нет ничего удивительного: в Гематологическом научном центре РАМН, где Зингерман заведует отделом компьютеризации, проводят диагностику и лечение пациентов с заболеваниями систем крови. "А теперь представим себе врача, которому нужно как можно скорее узнать, как и в связи с чем менялся один из показателей в анализах, - продолжает он. - Гениальный врач (мы таких видели) может пролистать пачку и чудом найти тот, который имеет ключевое значение. Но не гениальный компьютер легко превращает сотни цифр в понятную картинку".

Десять лет назад Борис Зингерман вместе с коллегой, ведущим научным сотрудником НИИ гематологии и интенсивной терапии (ГНЦ РАМН) Никитой Шкловским-Корди начали работать над созданием клинической информационной системы для Центра. Свой опыт они обобщили в национальном стандарте "Электронная история болезни.

Общие положения", который вступил в силу с начала 2008 года. Этот документ является рекомендательным. В нем сформулированы основные требования к медицинским системам: неизменность хранения данных, правила доступа к ним, передача по каналам связи, использование электронной цифровой подписи и другие.

Зингерман показывает на экране график и объясняет, что с данными анализов удобнее работать, когда они изображены в виде динамических кривых, изменяющихся в зависимости от назначенной пациенту терапии. Сама же медицинская карта больного выглядит как таблица Excel, в которой заключения, лабораторные анализы, снимки и другая информация привязаны к курсу лечения. История болезни Примера Примеровича, которую мы рассматриваем, - тестовый образец. Однако вместе с ней в базе хранятся электронные медицинские карты 30 000 реальных пациентов Центра, а их данные в систему заносят сами врачи. Работать так - добровольное решение более половины сотрудников Центра. "За это время, - говорит Зингерман, - мы сталкивались с разными трудностями, но если сделать систему удобной, то люди, как правило, постепенно начинают работать с ней".

Записки для прокурора

В числе главных преимуществ компьютерных медицинских систем - экономия времени врачей. "Кроме того, что в любое время можно получить доступ к карте больного, - объясняет заведующая отделением автоматизированной системы управления Поликлиники № 2 ГУП “Медицинский центр” Ирина Макарычева, - электронная карта более упорядочена, чем бумажная. Многое не нужно вписывать самому, часто достаточно ввести кодовый реквизит". Используемая в поликлинике система была разработана еще в 1986 году и вскоре после внедрения позволила врачам полностью отказаться от бумажных карт. Еще одно преимущество - повышение безопасности. "Если вы делаете назначение через компьютер, - поясняет Зингерман, - то программа может вам подсказать, что вы выполняете сомнительное действие, поскольку, например, эти два лекарства несовместимы".

Генеральный директор поликлиники "Медси" (основной акционер - АФК "Система") Андрей Лобанов говорит об экономической эффективности: "Медицинская система полностью раскрывает всю картину деятельности медучреждения и позволяет сделать управление им максимально простым. Можно более оперативно получать информацию о том, сколько и чего расходуется, и уменьшать складские запасы. Это простой случай, но сложность отчетов может быть как угодно велика". Поликлиника "Медси" в 2008 году полностью переведена на электронную медицинскую систему (на обучение сотрудника уходило в среднем два месяца). Один из показателей - пропускная способность врача - увеличился с момента запуска на 25-30%.

Проблема, с которой сталкивался каждый, - почерк врачей. В России не ведется статистика врачебных ошибок, вызванных неразборчивыми записями. Но, согласно данным американских исследований, рассказывает президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий Михаил Эльянов, от ошибочных назначений, сделанных из-за неразборчивых почерков, в США умирают около 50 тыс. человек в год. "Есть старая шутка о том, что врачей учат писать историю болезни не для больного, а для прокурора, - говорит Лобанов. - Врачи не особенно понимают почерк своих коллег, а смотрят, как правило, на цифровые данные анализов. Информативность медицинских записей в диагностике невелика". По его наблюдениям, при работе с электронной медицинской картой количество проанализированной врачом информации, на основании которой выносится решение, возрастает в 2-3 раза.

Полуподпольный режим

На сегодняшний день число установленных медицинских систем в России сравнительно невелико. "Собранная нами статистика по медицинским учреждениям, подчиненным Управлению здравоохранения Северо-Восточного округа Москвы, показывает, что системы по решению собственно медицинских задач (исследования, диагностика, профилактика) установлены в лечебных учреждениях только на 9% компьютеров", - рассказывает Эльянов. Сдерживает информатизацию, по его мнению, законодательство, поскольку статус электронных медицинских документов в нем никак не прописан. В пресс-службе Министерства здравоохранения и социального развития объясняют, что вопросы информатизации медицинских учреждений, в том числе законодательные нормы, в настоящий момент обсуждаются в рамках Концепции развития здравоохранения до 2020 года. А пока практически все медицинские учреждения, внедрившие электронные системы, продолжают вести бумажные медицинские карты, то есть делают двойную работу.

"Мы бумажные истории держим на случай, если они потребуются в суде, - объясняет Лобанов. - Но на то, чтобы распечатать заключение врача и вклеить его в карту, уходит время! Бумажные карты занимают место (в нашей поликлинике это порядка 7-9% площади), которое мы могли бы использовать гораздо эффективнее. Открыть, скажем, кафе, где пациенты ждали бы приема". Нынешнюю ситуацию Михаил Эльянов называет "полуторной моделью", Борис Зингерман - "полуподпольным режимом". Он приводит в пример станции переливания крови. Многие из них давно пользуются электронными базами доноров. Помимо удобства, это дает возможность (в случае интеграции с другими медицинскими базами) предварительного контроля доноров: отсеивать больных СПИДом и гепатитом, не подвергая опасности персонал. "На одну из станций однажды пришла контролирующая инстанция, которая потребовала, чтобы вся документация велась в соответствии с законом, - говорит Зингерман. - Сотрудники так привыкли к компьютерам, что решили не отказываться от них. А в конце дня они садились и с экрана переписывали все данные на бумагу".

Высокая степень формализации документов - еще одно препятствие для внедрения медицинских программ. "Во многих случаях гораздо проще написать заключение в свободной форме, - рассказывает Борис Зингерман, - а попытка навязать врачам образцы, пришедшие из административных и бухгалтерских программ, приводит к тому, что они не хотят пользоваться системой".

Сложности в работе врачей вызывает частичная информатизация, когда одна часть сотрудников работает с системой, а другая - нет. "Наше отделение химиотерапии гемобластозов и трансплантации костного мозга работает с компьютерной базой пациентов, но не все лаборатории заносят в нее данные, и тогда врачу самому приходится идти за ними. Такие проблемы в организации могут привести к недоразумениям и ошибкам", - рассказывает ведущий научный сотрудник Гематологического центра Елена Паровичникова.
Интернет вместо регистратуры

В 2007 году компания Microsoft запустила сервис HealthVault, а в мае этого года открылся Google Health. И то, и другое - интернет-хранилища личной медицинской информации, которую может добавить как сам зарегистрированный пользователь, так (с его согласия) и медицинское учреждение. Теоретически это дает лечащему врачу доступ к хранящимся в разных поликлиниках и больницах многочисленным медицинским записям, собранным самим пациентом. Кроме того, врач может следить за состоянием больного, когда тот сам добавляет в свой профайл данные измерений температуры, давления и т. п. Главный же принцип работы этих сервисов в том, что пользователь сам решает, какую медицинскую информацию он готов хранить в интернете и кому давать к ней доступ.

Препятствием на пути создания версий для других стран (сейчас проекты ориентированы на американских пользователей) руководитель группы экспертов компании Microsoft Владимир Габриель считает низкую степень стандартизации медицинских данных: "Условие работы такого сервиса - то, что информацию, созданную в электронном виде в одной больнице, смогут прочитать в другой. В России это пока невозможно". Вице-президент компании Google Марисса Майер объясняет, что для появления локализованной версии сервиса Google Health необходимы российские партнеры среди аптек, больниц и других медицинских учреждений. Еще одно препятствие - отсутствие юридического статуса электронных медицинских документов. Создать хранилище деперсонифицированной информации, на основе которого было бы возможно сделать сервис, подобный Google Health и Microsoft HealthVault, хотели в "Пост Модерн Текнолоджи" - компании-производителе медицинских систем. "Однако реализацию идеи пришлось отложить, - рассказывает коммерческий директор компании Иван Коваленко. - Мы обращались за консультациями к юристам, но так и не смогли получить однозначный ответ на вопрос, законно ли это".







О предприятии | Новости | Продукция | Прайс-лист | Контакты

  Последнее обновление 05.04.2013

Copyright © "Новости фармацевтики", 2001-2019. Все права защищены.