Сборник Статей
Гос. библиотеки

Комментарии к стихотворениям Иоганна Гете


      «Посвящение» – Вступление к поэме «Тайны», оставшейся фрагментом. Служит своеобразным манифестом творчества поэта. С 1787 года входит в качестве вступительного стихотворения во все сборники и собрания сочинений Гете.

* * *

      «Благожелателям» – Вступление к тому лирики в «Новых сочинениях». Начиная с 1815 года печаталось непосредственно после «Самооправдания» в качестве второй прелюдии (благодушно-оптимистической) ко всей лирике Гете. Под розой - согласно древнему обычаю роза вешалась над столом как напоминание о том, что сказанное в тесном кругу не подлежит разглошению.

* * *

      «Три оды к моему другу Беришу» – Гете в аллегорической форме показывает обстоятельства (клеветнические домыслы), повлекшие отъезд Бериша из Лейпцига. Резкая критика Беришем общепринятых норм жизни якобы полсужила одним из слагаемых образа Мефистофеля в трагедии «Фауст».

* * *

      «Зезенгеймские песни» – Дань любви поэта к Фридерике Брион, дочери пастора из деревушки Зезенгейм. Живая непосредственность призыва к возлюбленной сочетается с тонкой передачей атмосферы деревенского быта в Зезенгейме. Центральной темой песен впервые в немецкой литературе становятся любовные переживания, что состовляло резкий контраст с предшествующей литературной традицией.

* * *

      «Песнь странника в бурю» – Порвав отношения с Фридерикой Брион, Гете забывался в странствованиях на лоне природы, сочиняя стихи и песни. Данное произведение, является единственным сохранившимся стихотворением из этого цикла

* * *

      «Орел и голубка» – В стихотворении использованна традиционная поэтическая символика: стремление к свободе, воплощенное в образе орла, противопоставляется мещанскому образу жизни.

* * *

      «Вечерняя песнь художника» – Поэтическое послание другу Лафатеру. Следуя эстетике «Бури и натиска», Гете отвергал классицистский принцип «подражания природе» во имя творческой свободы.

* * *

      «Знаток и энтузиаст» – Стихотворение направлено против педантизма и рационалистического отношения к искусству. Эмоциональному восприятию отводится главенствующее место в эстетической оценке произведений искусства.

* * *

      «Художник и ценитель» – Стихотворение соизеряет значимость критики в искусстве с творческим целеположением и способами его реализации самим художником.

* * *

      «Прометей» – Фрагмент незавершенной драматической поэмы о Прометее, найденный в 1820 году, когда Гете уже занимал пост министра и опасался, что его публикация могла бы стать манифестом для революционно настроенной молодежи. Показательно, впрочем, его высказывания по этому поводу: «Замечательно, однако, что этот непокорный огонь, полвека тлевший под поэтическим пеплом, вдруг, охватив подлинно горючий материал, грозит вырваться губительным пламенем».


* * *


Отдельной строкой:

Отличная новость для всех любителей изящного и ценителей прекрасного!!! Теперь не нужно отстаивать многочасовые очереди для того, чтобы купить - билеты в ленком!!! Достаточно просто воспользоваться плодами просвещения и сделать заказ через интернет.




Стихи поэтов XIX-XX веков