Джон Китс (John Keats, 1795—1821) — английский поэт. Родился в семье содержателя постоялого двора. Выдержал экзамен на звание хирурга, но
медицинской практикой не занимался. В 1817 выпустил сборник стихов «Poems», а в следующем году издал поэму «Эндимион». В 1820 вышла третья и последняя
книга его стихов, в которую вошел отрывок начатой поэмы «Гиперион».
Китс благодаря полученному образованию ушел из среды мелких торговцев и содержателей постоялых дворов, но не примкнул к другому классу и очутился в
положении деклассированного интеллигента. В политике он лишь отчасти примыкал к группе либеральной буржуазии, возглавляемой Ли-Гентом. Китс всю свою
недолгую жизнь был глубоко индифферентен к вопросам политики, науки, религии. Реакционерам казалось, что Китс принадлежит к либералам и со временем
станет «силой», поэтому творчество его подверглось резким нападкам и сокрушающей критике со стороны реакционной печати. Раннюю смерть поэта друзья его
рассматривали как результат травли со стороны реакционеров.
Джон Китс создал свою теорию искусства, которая является наиболее последовательной теорией искусства для искусства. Обосновывая и защищая ее, он занял
враждебную позицию не только по отношению к политике или религии, но и к науке, что вызвало недовольство даже в среде его друзей. Китс например жалуется,
что наука снизила до обыденщины таинственную радугу, обрезала крылья у ангелов, лишила воздуха таинственных обитателей подземелий, гномов и т. д. По его
теории искусство должно быть воплощением красоты, а не орудием политики, науки или религии. Поэт не учитель, не вождь, он не должен участвовать в
общественной борьбе: поэт прежде всего творец. Свое понимание искусства он выразил краткой формулой: «Красота есть истина, истина есть красота; вот все,
что мы знаем и что мы должны знать». Он горячо убеждал современных ему поэтов отказаться от социальной направленности в творчестве. Сам Китс строго
придерживался своей теории, стремясь создать «памятники вечной красоты», свободные от «мелочей злобы дня», от какого-либо отражения общественной жизни
его времени. Поэтическое наследие Китса невелико, талант его не успел развернуться, но все, написанное им, крайне оригинально. Китс — романтик, но глубоко
отличный от современных ему романтиков. Он не уходил в средние века в поисках кошмаров и ужасов, не уходил в экзотику в поисках необычайного. Он везде
искал только красоту и находил ее большей частью в древней Греции, вольной и своеобразной трактовкой классических сюжетов вызывая гнев и возмущение
сторонников классицизма.
Поэзия Китса проникнута античным пантеистическим натурализмом. Китс ставил своей целью максимальный объективизм в творчестве, и он действительно объективен
даже в лирике. По формальным приемам обработки классических и средневековых сюжетов он стоит ближе всего к писателям эпохи Шекспира.
Основная черта творчества Китса — культ самодовлеющего искусства. Через все его произведения проведен принцип «искусство выше жизни». Преобладание чувства
над разумом, сочетание радости и скорби, непротивленческое примирение с действительностью, покорность року и искание успокоения в «тихой грусти»,
наслаждения — в страдании делает К. наиболее ранним предшественником прерафаэлитов и особенно буржуазного упадочного эстетизма типа Бодлера, Оскара
Уайльда и др. Он близок к нашим символистам конца XIX и начала XX вв.
В эпоху напряженной классовой борьбы между английской аристократией и крупной буржуазией в последние годы XVIII и первой четверти XIX вв., завершившейся
победой крупной буржуазии, в эпоху выступления на арену борьбы пролетариата, твердо заявившего о своем существовании как класса, на мелкую буржуазию
обрушивались удары всех борющихся партий, сама же участвовать в борьбе она не могла, т. к. ее интересы не совпадали с интересами ни одного из борющихся
классов. Отсюда беспочвенность ее идеологов (утопический анархизм Шелли, мистический пантеизм и символизм Блока и т. п.). Эта беспочвенность характерна и
для Китса, и он уходит от непонятной, сумбурной для него действительности в мир абсолютной красоты; его поиски успокоения в скорби, в страдании и т. п.,
желание «тихо умереть» — результат полной беспомощности класса, невозможности для него не только победить, но и бороться. К. в свое время был непризнанным
поэтом, творчество его ценили немногие, но зато он пользуется большим почетом у утонченных буржуазных эстетов и мистиков со второй половины XIX в.
Пролетариату же творчество Китса чуждо, непонятно, даже враждебно.
Источник - Литературная энциклопедия в 11 томах. 1929—1939.
|