Майков - Все стихи
Биографии поэтов

Аполлон Николаевич Майков - Биография


Аполлон МайковАполлон Николаевич Майков (23 мая (4 июня) 1821, Москва — 8 (20) марта 1897, Петербург) — поэт. Родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи. В течение многих лет Аполлон Майков служил на государственной службе, был помощником библиотекаря Румянцевского музея, а затем работал в комитете иностранной цензуры, где с 1875 был председателем, дослужившись до чина действительного статского советника. В молодые годы Аполлон Николаевич усиленно занимался живописью, но потом сосредоточился на поэзии. После выхода первой книги стихов, Аполлона Николаевича Майкова «по высочайшему повелению» было выдано 1 000 (одна тысяча) руб. на заграничную поездку в Италию (в 1842).
Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства». Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения. Однако сознание непоправимой обреченности старых устоев вынуждает Майкова отталкиваться от современности во имя «чистой красоты», которую он искал в природе или в историческом прошлом, преимущественно в античном мире.

       Эти две струи в творчестве Майкова и развиваются им с особенной силой и мастерством; однако Майков не может целиком оторваться от современности, внимание его сосредоточивается на критических периодах античности, на Риме времен упадка («Три смерти», «Два мира»), где он сопоставляет умирающий мир благородных патрициев и торжествующий мир торгашей и плебеев, тщетно пытаясь найти выход в христианстве. Из этого отрыва от действительности и неудовлетворенности ею и вырастает индивидуализм Майкова, приводящий его к созданию образа противостоящего толпе поэта:

«Чужой для всех, со всеми в мире,
Таков, поэт, твой жребий в мире,
Ты на горе, они в долине,
Но бог и свет в твоей пустыне...»


Поэт творит для вечности, для искусства:

«Отшельник, что ж он для света может дать.
К чему и выносить на рынок всенародный
Плод сокровенных дум и настежь растворять
Святилище души очам толпы холодной...»


Однако соприкасаясь с действительностью, Майков сразу же терял свое возвышенное хладнокровие и обнаруживал реакционную сущность своей поэзии. Он не только шел здесь по линии более или менее отвлеченного противопоставления развращенного города невинной природе, где только и может быть счастлив человек, спасаясь от городов, «их скуки злоб, их ложности веселья», от «златого тельца» и т. д., но и переходил к яростным выпадам против народничества с его «тиранами либерализма». В этом отношении показательна поэма «Княжна» (где демонстрируется «гибельное влияние нигилизма», противопоставляется ему красота старых устоев и т. д.), стихотворение «Два беса» (в котором бес заявляет:

«Мы действуем на убежденья масс,
Так их ведем, чтоб им ни пить, ни кушать,
А без разбору только рушить, рушить...
Пусть вместо не убий — убий читают
Седьмую уж и так не соблюдают»


и т. д.) и др. Наряду с этими выпадами Майков выступает как официальный поэт «народности» и монархизма (кантата в день венчания на царство Александра III и др.), в слащавых тонах изображая деревню под эгидой ласкового помещика («Сенокос») и т. д. Стихотворения Майкова, в особенности те, в которых он пытается воссоздать те или иные картины античного мира, отличаются высоким словесным мастерством («Пан», «Эхо», «Сон», «Октава» и др.). Майков выступал также как прекрасный переводчик (произведений Гейне, «Слова о полку Игореве» и др.). Прозаические его произведения незначительны.

Источник - Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: 1929—1939.



Стихи поэтов XIX-XX веков