Константин Николаевич Батюшков (1787–1855) — поэт, непосредственный предшественник Пушкина. Воспитывался в петербургских французских пансионах. Был
связан тесными дружескими отношениями с Н. И. Гнедичем, позднее с кн. Вяземским, Жуковским и «арзамасцами». Служил на военной и гражданской службе.
Участвовал в трех походах. В 1818 был прикомандирован к дипломатической миссии в Италии, где вскоре заболел неизлечимой душевной болезнью. Несмотря на ряд
неудачных попыток к самоубийству, прожил еще около тридцати пяти лет, но для литературы безвозвратно погиб с 1821.
Будучи литературным учителем Пушкина Батюшков является его предшественником и в социальном отношении. В его поэзии впервые зазвучал в русской литературе, с
тех пор до конца века не замолкавший в ней, голос деклассирующегося представителя старинного, но обнищавшего дворянского рода. «Не чиновен, не знатен, не
богат», с горечью записывает о себе Батюшков в дневнике. Непрерывное безденежье («ни гроша нет», «могу умереть с голоду»), заклады и перезаклады, наконец
продажа унаследованного имения, служебные незадачи, связанные с органическим неумением и нежеланием служить и, в особенности, прислуживаться («к службе
вовсе не гожусь») — накладывают решительный отпечаток на характер и литературную деятельность Батюшкова. Из его писем возникает образ «старика в 22 года»,
«печального странствователя», во всем разочарованного («умираю от какой-то ни к чему непривязанности»), угнетаемого скукой, всюду, где бы он ни был — в
«свете», в деревне, в военных походах, в путешествиях — образ, к-рый несколько позднее находит свое художественное воплощение в «Евгении Онегине» Пушкина.
Наследственная предрасположенность к душевному заболеванию (и по материнской и по отцовской линии), мысль о неизбежности к-рого издавна тяготила Батюшкова,
особенно омрачает его психику.
Творчество Батюшкова, признанного эпикурейца, представителя «легкой поэзии», эротической лирики, славящей бездумное и беспечное наслаждение жизнью, ее
удовольствиями, на первый взгляд поражает резким несоответствием и личной и социальной судьбе его творца. Но это несоответствие только кажущееся.
Основной задачей, к-рую Батюшков стремился разрешить своим художественным творчеством, было «образование» нового литературного яз.: «пламенное желание
усовершенствования языка нашего» сам Батюшков склонен был считать своей единственной заслугой. Борьба за создание нового литературного яз., к-рая была
начата еще Карамзиным и в которой Батюшков принимает самое оживленное участие (острые сатиры на «славянороссов»), явилась выражением обозначившегося к нач.
XIX в. социального расслоения дворянства. Новый слой, обозначившийся в дворянстве — деклассирующаяся дворянская интеллигенция, — по слову Пушкина, «обломки
униженных родов», «с имениями, уничтоженными бесконечными раздроблениями, с просвещением, с ненавистью противу аристократии», несли в себе потребность иной
языковой культуры. Опрощению, демократизации быта неизбежно соответствовала тенденция к опрощению, демократизации яз. В литературной деятельности Батюшкова
это выступает с особенной наглядностью. Подобно тому как он противопоставляет свой «шалаш простой», «убогую», «смиренную хижину» — «свету» с его «дворцами»,
«мраморными крыльцами», «огромными палатами с высокими столбами» (один из самых навязчивых мотивов его лирики, целиком подтверждаемый эпистолярными
признаниями), так отвлеченно приподнятому, условно-книжному, пронизанному церковно-славянской стихией, «мандаринному, рабскому, татарско-славянскому яз.»
придворной поэзии XVIII в. противопоставляется им требование «писать так, как говоришь», стремление к «ясности», «строгой точности», «простоте» речи, к
сближению литературного яз. с живым, «простонародным» говором. Правда, в этом последнем направлении Батюшков делает лишь первые робкие шаги. До конца
усвоить русской литературе «слог простонародный» — живую разговорную речь — осмелился только гений Пушкина. Батюшков еще не верит в способность
«варварского», «жестокого» русского яз. к самостоятельному развитию («и язык-то по себе плоховат, грубенек, пахнет татарщиной. Что за Ы, что за Ш? что за Щ,
ШИЙ, ЩИЙ, ПРИ, ТРЫ? О, варвары!»), стремится сообщить ему лад и гармонию излюбленной им итальянской речи, к-рую он уподобляет «арфе виртуоза», сравнивая
русский яз. с «волынкой или балалайкой». Однако практика Батюшкова опережает его теорию. В своих «Опытах в стихах и прозе», вышедших в двух томах в 1817 и
заключающих почти все им написанное, Батюшков дает высокие образцы русской стихотворной и прозаической речи — оселок, на к-ром оттачивает свой стих и свою
прозу Пушкин. Наряду с изменением яз. мы сталкиваемся в поэзии Батюшкова с одновременным изменением поэтического жанра. Взамен «высокой», «торжественной»,
победно-звучащей оды — основного жанра поэтов XVIII в. — на первом месте в творчестве Батюшкова выступает элегия — задушевное, подернутое грустью лирическое
излияние чувств и мыслей поэта. Батюшков, почтенный современниками прозвищем «русского Тибулла», один из первых вводит в нашу литературу и надолго утверждает
в ней этот жанр. Изменению жанра всегда соответствует смена признанных литературных авторитетов. Сближаясь с Карамзиным и «сентименталистами» в общих
стремлениях к «преобразованию» литературного яз., в культивировании жанров так наз. «интимной лирики», Батюшкова, выросший и воспитанный в традициях
французского XVIII в., в то же время в основном остается верен поэтике классицизма. Но вместо прежних «Пиндаров и Горациев» поэтическими учителями Батюшкова
становятся римские элегики, итальянские поэты Возрождения, в особенности Торквато Тассо с его трагической биографией, в к-рой Батюшков усматривал полное
сходство со своей личной судьбой, и «певец любви» Петрарка, наконец глава французской «легкой поэзии» — Парни. Из творчества последнего вливается в стихи
Батюшкова ярко-окрашенная эротическая струя. Однако значение эротических мотивов в поэзии Батюшкова несколько преувеличено. Беспримесной эротики мы у него
почти не встречаем. Большинство эротических стихов Батюшкова проникнуто мыслью о «тщете» славы, «крылатости» счастья, «губительности» времени, «беспрестанном
увядании чувств», замыкается красноречивым образом то пугающей, то радующей смерти, но смерти, о к-рой поэт повидимому не забывает почти ни на минуту. Мотив
наслаждения вином и любовью выдвигается в качестве своего рода защитного средства против неизбежной быстротечности всего сущего. С годами элегические
подземные воды в поэзии Батюшкова все более и более выбиваются наружу, завершая ее безысходно-мрачным «Изречением Мельхиседека» (последнее стихотворение
Батюшкова, написанное почти накануне безумия) — этой поистине могильной плитой над всеми человеческими надеждами и усилиями. Мало того, в «Речи о влиянии
легкой поэзии на язык» (1816) Батюшков дает своему влечению к эротической лирике чисто-формальную мотивировку. Произведения «легкой поэзии», по его мысли,
в наибольшей степени, чем какой-либо другой род поэтического творчества, требуют от поэта внимания к своей формальной стороне, предельного формального
чекана, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге», следовательно являются и наилучшим орудием для «образования» яз., чему, как
сказано, Батюшков служил с таким рвением и с такой осознанностью. И, действительно, именно в эротических стихах Батюшкова удается достигнуть своего
наивысшего формального мастерства: «пластики», «скульптурности», столь восхищавшей Белинского («стих его часто не только слышим уху, но видим глазу:
хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки»), и в особенности неслыханного у нас дотоле благозвучия, «итальянской гармонии» стиха, к-рые
заставляли Пушкина сравнивать роль Батюшкова с ролью Петрарки и к-рые на самом деле составляют основной его вклад в историю русской поэзии.
На свои «опыты» в области прозы (критические статьи о поэзии, живописи, отрывки описательного и философского характера) сам Батюшков склонен был смотреть с
чисто служебной точки зрения как на подготовительные упражнения к писанию стихов: «Я хотел учиться писать и в прозе заготовлял воспоминания или материалы
для поэзии», «чтобы писать хорошо в стихах, надо много писать прозою». Тем не менее проза Батюшкова имеет, как было указано, и самостоятельную ценность.
Особенно следует отметить письма Батюшкова, к-рые сам он рассматривал в качестве совсем особого рода словесного творчества («писать ничего не стану, кроме
писем к друзьям: это мой настоящий род. Насилу догадался»). Влияние «писем к друзьям» Батюшкова на эпистолярную прозу Пушкина едва ли подлежит сомнению.
Источник - «Литературная энциклопедия.» В 11 т.; М.: 1929—1939.
|