Сюлли Прюдом - Все стихи
Биографии поэтов

Сюлли Прюдом - Биография


Сюлли ПрюдомСюлли Прюдом (Rene Francois Armand Sully Prudhomme, 1839—1907) — псевдоним французского поэта Рене Франсуа Армана Прюдома. Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание баккалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо. Однако Сюлли вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время занялся изучением нотариального права. Издание первого сборника стихов «Stances et Poemes» (1865) было встречено всеобщим одобрением; это дало ему возможность посвятить себя всецело лит-ой деятельности. В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием «Le premier livre de Lucrece» и в 1869 сборник «Les Solitudes». Другие книги Сюлли: «Poesies (Les epreuves, Les ecuries d’Augias. Croquis Italiens...»), 1872, за к-рыми последовали «Impressions de la guerre» (1872), «Les Destins» (1872), «La Revolte des fleurs» (1874), «La France» (1874), «Les Vaines tendresses» (1875), «La Justice» (1878), «Le Prisme» (1886), «Le Bonheur» (1888), «Les Solitudes» (второе издание, 1894), «Oeuvres de prose» (1898), «Sully Prudhomme a Alfred de Vigny Sonnets» (1898). Кроме произведений художественных, Сюлли принадлежат три работы теоретического характера: «Reflexions sur l’art des vers» (1892), «L’Expression dans les beaux-arts» (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), «Testament poetique» (1901). В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1902 награжден Нобелевской премией.

Сюлли объединяет с поэтами «Парнаса» одинаковая вражда к рассудочности Ламартина и лирической беспорядочности Мюссе, виртуозная техника стиха и строгая законченность формы, но вместе с тем его творчество представляет преодоление тенденций парнасской поэзии при использовании ее средств. Исключительно эстетическому восприятию действительности и выражению ее во внешних пластических образах он противополагает моральное и логическое осознание ее. В его лице мыслитель работает рука об руку с поэтом. Он не замыкается подобно парнасцам в гордом одиночестве художника. Его поэзии не чужды социальные мотивы, к-рые совершенно несвойственны парнасцам. В то время как взоры последних были обращены к временам давно прошедшим или экзотическим странам, внимание Сюлли было устремлено на современность, он чувствовал себя сыном своего века и своего народа. Переживания Сюлли-гражданина выражены в «Impressions de la guerre», в сонетах, составивших поэму «La France», где он разделяет чувство национальной скорби по поводу неудачной войны 1870—1871 и старается одновременно пробудить в молодом поколении мужество и уверенность в будущем. Если парнасцы были не чужды феодальных и католических тенденций, увлекались порою учением о нирване, то Сюлли заявлял себя решительным позитивистом; он пытался сочетать художественное постижение мира с научным. На этом пути он являлся предшественником так наз. «научной поэзии» Рене Гиля и его последователей. Но это стремление разрешить в поэзии стоящие перед современной наукой задачи приводило нередко Сюлли к абстрактному аллегоризму. В этом недостатки его поэм: «Les ecuries d’Augias», «Les Destins», «Le Zenith». Более удачны поэмы: «La Justice» и «Le Bonheur». В первой из них поэт после тщетных поисков справедливости в общественной жизни и в устройстве вселенной вообще находит ее в сердце человека; во второй «фаустовская» проблема разрешается в том смысле, что счастье невозможно найти ни в жизни чувств, ни в области знания, оно лишь в самопожертвовании.

Вместе с тем следует отметить, что представление об основных силах истории, о классовой борьбе было чуждо Сюлли. В полном соответствии с рационалистическими основами своего мышления Сюлли ждет преобразования человеческого общества от прогресса науки и искусства, к-рые должны стать доступными всем людям.

Широкой известности как во Франции, так и за ее пределами Сюлли обязан своим лирическим произведениям. Лирическая поэзия Сюлли является одним из звеньев в той линии развития французской поэзии, к-рая связана с гимнами Альфреда де Виньи и Сент-Бёва. В ней творчество Сюлли соприкасается с творчеством его младших современников — символистов. Правда, и в этой области на стихах Сюлли лежит неизменная печать рассудочности, мешающая ему отнестись со свойственной другим поэтам доверчивой непосредственностью к жизни и природе: таковы напр. его «Le ciel», «La grande Ourse», но зато другие лирические стихотворения проникнуты такой утонченной нежностью и замкнуты в такую совершенную форму («Les yeux», «Priere», «Les voici»), что они заставляют отвести Сюлли одно из видных мест среди лириков Франции.

Источник - Литературная энциклопедия в 11 томах. 1929—1939.



Стихи поэтов XIX-XX веков