| 
   
 Генрих Гейне«О телеологии»
| Для движенья — труд нелишний! —
 Две ноги нам дал всевышний,
 Чтоб не стали мы все вместе,
 Как грибы, торчать на месте.
 Жить в застое род людской
 Мог бы и с одной ногой.
 
 Дал господь два глаза нам,
 Чтоб мы верили глазам.
 Верить книгам да рассказам
 Можно и с единым глазом, —
 Дал два глаза нам всесильный,
 Чтоб могли мы видеть ясно,
 Как, на радость нам, прекрасно
 Он устроил мир обильный.
 А средь уличного ада
 Смотришь в оба поневоле:
 Чтоб не стать, куда не надо,
 Чтоб не отдавить мозоли, —
 Мы ведь горькие страдальцы,
 Если жмет ботинок пальцы.
 
 Две руки даны нам были,
 Чтоб вдвойне добро творили, —
 Но не с тем, чтоб грабить вдвое,
 Прикарманивать чужое,
 Набивать свои ларцы,
 Как иные молодцы.
 (Четко их назвать и ясно
 Очень страшно и опасно.
 Удавить бы! Да беда:
 Всё большие господа —
 Меценаты, филантропы,
 Люди чести, цвет Европы!
 А у немцев нет сноровки
 Для богатых вить веревки).
 
 Нос один лишь дал нам бог,
 Два нам были бы невпрок:
 Сунув их в стакан, едва ли
 Мы б вина не разливали.
 
 Бог нам дал один лишь рот,
 Ибо два — большой расход.
 И с одним сыны земли
 Наболтали, что могли, —
 А двуротый человек
 Жрал и лгал бы целый век.
 Так — пока во рту жратва,
 Не бубнит людское племя,
 А имея сразу два —
 Жри и лги в любое время.
 
 Нам господь два уха дал.
 В смысле формы — идеал!
 Симметричны, и равны,
 И чуть-чуть не столь длинны,
 Как у серых, не злонравных
 Наших родственников славных.
 Дал господь два уха людям,
 Зная, что любить мы будем
 То, что пели Моцарт, Глюк...
 Будь на свете только стук,
 Грохот рези звуковой,
 Геморроидальный вой
 Мейербера — для него
 Нам хватило б одного.
 
 Тевтолинде в поученье
 Врал я так на всех парах.
 Но она сказала: «Ах!
 Божье обсуждать решенье,
 Сомневаться, прав ли бог, —
 Ах, преступник! Ах, безбожник!
 Видно, захотел сапог
 Быть умнее, чем сапожник!
 Но таков уж нрав людской, —
 Чуть заметим грех какой:
 Почему да почему?..
 Друг, я верила б всему!
 Мне понятно то, что бог
 Мудро дал нам пару ног,
 Глаз, ушей и рук по паре,
 Что в одном лишь экземпляре
 Подарил нам рот и нос.
 Но ответь мне на вопрос:
 Почему творец светил
 Столь небрежно упростил
 Ту срамную вещь, какой
 Наделен весь пол мужской,
 Чтоб давать продленье роду
 И сливать вдобавок воду?
 Друг ты мой, иметь бы вам
 Дубликаты — для раздела
 Сих важнейших функций тела, —
 Ведь они, по всем правам,
 Сколь для личности важны,
 Столь, разно, и для страны.
 Девушку терзает стыд
 От сознанья, что разбит
 Идеал ее, что он
 Так банально осквернен.
 И тоска берет Психею:
 Ведь какой свершила тур,
 А под лампой стал пред нею
 Меннкен-Писсом бог Амур!»
 
 Но на сей резок простой
 Я ответил ей: «Постой,
 
 Скуден женский ум и туг!
 Ты не видишь, милый друг,
 Смысла функций, в чьем зазорном,
 Отвратительном, позорном,
 Ужасающем контрасте —
 Вечный срам двуногой касте.
 Пользу бог возвел в систему:
 В смене функции машин
 Для потребностей мужчин
 Экономии проблему
 Разрешил наш властелин.
 Нужд вульгарных и священных,
 Нужд пикантных и презренных
 Существо упрощено,
 Воедино сведено.
 Та же вещь мочу выводит
 И потомков производит,
 В ту же дудку жарит всяк —
 И профессор и босяк.
 Грубый перст и пальчик гибкий —
 Оба рвутся к той же скрипке.
 
 Каждый пьет, и жрет, и дрыхнет,
 И все тот же фаэтон
 Смертных мчит за Флегетон».
 
 Друг, что слышу! Распростился
 Со своей ты толстой Ганной
 И как будто соблазнился
 Длинной, тощей Марианной!
 
 В жизни все бывает с нами, —
 Плотью всякий рад прельститься, -
 Но заигрывать с мощами...
 Этот грех нам не простится.
 
 Что за наважденье ада!
 Это действует лукавый, —
 Шепчет: толстых нам не надо, —
 И мы тешимся с костлявой.
 
 
 
 | 
 |