| 
   
 Владимир Маяковский«Верлен и Сезан»
| Я стукаюсь
 о стол,
 о шкафа острия —
 четыре метра ежедневно мерь.
 Мне тесно здесь
 в отеле Istria —
 на коротышке
 rue Campagne-Premiere.
 Мне жмет.
 Парижская жизнь не про нас —
 в бульвары
 тоску рассыпай.
 Направо от нас —
 Boulevard Montparnasse,
 налево —
 Boulevard Raspail.
 Хожу и хожу,
 не щадя каблука, —
 хожу
 и ночь и день я, —
 хожу трафаретным поэтом, пока
 в глазах
 не встанут виденья.
 Туман — парикмахер,
 он делает гениев —
 загримировал
 одного
 бородой —
 Добрый вечер, m-r Тургенев.
 Добрый вечер, m-me Виардо.
 Пошел:
 «За что боролись?
 А Рудин?..
 А вы,
 именье
 возьми подпальни...»
 Мне
 их разговор эмигрантский
 нуден,
 и юркаю
 в кафе от скульни.
 Да.
 Это он,
 вот эта сова —
 не тронул
 великого
 тлен.
 Приподнял шляпу:
 «Comment ca va,
 cher camarade Verlaine?»1
 Откуда вас знаю?
 Вас знают все.
 И вот
 довелось состукаться.
 Лет сорок
 вы тянете
 свой абсент
 из тысячи репродукций.
 Я раньше
 вас
 почти не читал,
 а нынче —
 вышло  из моды, —
 и рад бы прочесть —
 не поймешь ни черта:
 по-русски дрянь, —
 переводы.
 Не злитесь, —
 со мной,
 должно быть, и вы
 знакомы
 лишь понаслышке.
 Поговорим
 о пустяках путевых,
 о нашинском ремеслишке.
 Теперь
 плохие стихи —
 труха.
 Хороший —
 себе дороже.
 С хорошим
 и я б
 свои потроха
 сложил
 под забором
 тоже.
 Бумаги
 гладь
 облевывая
 пером,
 концом губы —
 поэт,
 как блядь рублевая,
 живет
 с словцом любым.
 Я жизнь
 отдать
 за сегодня
 рад.
 Какая это громада!
 Вы чуете
 слово —
 пролетариат? —
 ему
 грандиозное надо.
 Из кожи
 надо
 вылазить тут,
 а нас —
 к журнальчикам
 премией.
 Когда ж поймут,
 что поэзия —
 труд,
 что место нужно
 и время ей.
 «Лицом к деревне» —
 заданье дано, —
 за гусли,
 поэты-други!
 Поймите ж —
 лицо у меня
 одно —
 оно лицо,
 а не флюгер.
 А тут и ГУС
 отверзает уста:
 вопрос не решен.
 «Который?
 Поэт?
 Так ведь это ж —
 просто кустарь,
 простой кустарь,
 без мотора».
 Перо
 такому
 в язык вонзи,
 прибей
 к векам кунсткамер.
 Ты врешь.
 Еще
 не найден бензин,
 что движет
 сердец кусками.
 Идею
 нельзя
 замешать на воде.
 В воде
 отсыреет идейка.
 Поэт
 никогда
 и не жил без идей.
 Что я —
 попугай?
 индейка?
 К рабочему
 надо
 идти серьезней —
 недооценили их мы.
 Поэты,
 покайтесь,
 пока не поздно,
 во всех
 отглагольных рифмах.
 У нас
 поэт
 событья берет —
 опишет
 вчерашний гул,
 а надо
 рваться
 в завтра,
 вперед,
 чтоб брюки
 трещали
 в шагу.
 В садах коммуны
 вспомнят о барде —
 какие
 птицы
 зальются им?
 Что
 будет
 с веток
 товарищ Вардин
 рассвистывать
 свои резолюции?!
 За глотку возьмем.
 «Теперь поори,
 несбитая быта морда!»
 И вижу,
 зависть
 зажглась и горит
 в глазах
 моего натюрморта.
 И каплет
 с Верлена
 в стакан слеза.
 Он весь —
 как зуб на сверле.
 Тут
 к нам
 подходит
 Поль Сезан:
 «Я
 так
 напишу вас, Верлен».
 Он пишет.
 Смотрю,
 как краска свежа.
 Monsieur,
 простите вы меня,
 у нас
 старикам,
 как под хвост вожжа,
 бывало
 от вашего имени.
 Бывало —
 сезон,
 наш бог — Ван-Гог,
 другой сезон —
 Сезан.
 Теперь
 ушли  от искусства
 вбок —
 не краску любят,
 а сан.
 Птенцы —
 у них
 молоко на губах, —
 а с детства
 к смирению падки.
 Большущее имя взяли
 АХРР,
 а чешут
 ответственным
 пятки.
 Небось
 не напишут
 мой портрет, —
 не трут
 понапрасну
 кисти.
 Ведь то же
 лицо как будто, —
 ан нет,
 рисуют
 кто поцекистей.
 Сезан
 остановился на линии,
 и весь
 размерсился — тронутый.
 Париж,
 фиолетовый,
 Париж в анилине,
 вставал
 за окном «Ротонды».
 
 
 
 | 
 |