|  | 
| Пушкин - Все стихи | Анализ стихотворения |  
| 
   
 Александр Пушкин«Подражание Корану»
Посвящено П. А. Осиповой
 
 | I
 
 Клянусь четой и нечетой,
 Клянусь мечом и правой битвой,
 Клянуся утренней звездой,
 Клянусь вечернею молитвой:
 
 Нет, не покинул я тебя.
 Кого же в сень успокоенья
 Я ввел, главу его любя,
 И скрыл от зоркого гоненья?
 
 Не я ль в день жажды напоил
 Тебя пустынными водами?
 Не я ль язык твой одарил
 Могучей властью над умами?
 
 Мужайся ж, презирай обман,
 Стезею правды бодро следуй,
 Люби сирот, и мой Коран
 Дрожащей твари проповедуй.
 
 
 II
 
 О, жены чистые пророка,
 От всех вы жен отличены:
 Страшна для вас и тень порока.
 Под сладкой сенью тишины
 Живите скромно: вам пристало
 Безбрачной девы покрывало.
 Храните верные сердца
 Для нег законных и стыдливых,
 Да взор лукавый нечестивых
 Не узрит вашего лица!
 
 А вы, о гости Магомета,
 Стекаясь к вечери его,
 Брегитесь суетами света
 Смутить пророка моего.
 В паренье дум благочестивых,
 Не любит он велеречивых
 И слов нескромных и пустых:
 Почтите пир его смиреньем,
 И целомудренным склоненьем
 Его невольниц молодых.
 
 
 III
 
 Смутясь, нахмурился пророк,
 Слепца послышав приближенье:
 Бежит, да не дерзнет порок
 Ему являть недоуменье.
 
 С небесной книги список дан
 Тебе, пророк, не для строптивых;
 Спокойно возвещай Коран,
 Не понуждая нечестивых!
 
 Почто ж кичится человек?
 За то ль, что наг на свет явился,
 Что дышит он недолгий век,
 Что слаб умрет, как слаб родился?
 
 За то ль, что бог и умертвит
 И воскресит его — по воле?
 Что с неба дни его хранит
 И в радостях и в горькой доле?
 
 За то ль, что дал ему плоды,
 И хлеб, и финик, и оливу,
 Благословив его труды,
 И вертоград, и холм, и ниву?
 
 Но дважды ангел вострубит;
 На землю гром небесный грянет:
 И брат от брата побежит,
 И сын от матери отпрянет.
 
 И все пред бога притекут,
 Обезображенные страхом;
 И нечестивые падут,
 Покрыты пламенем и прахом.
 
 
 IV
 
 С тобою древле, о всесильный,
 Могучий состязаться мнил,
 Безумной гордостью обильный;
 Но ты, господь, его смирил.
 Ты рек: я миру жизнь дарую,
 Я смертью землю наказую,
 На всё подъята длань моя.
 Я также, рек он, жизнь дарую,
 И также смертью наказую:
 С тобою, боже, равен я.
 Но смолкла похвальба порока
 От слова гнева твоего:
 Подъемлю солнце я с востока;
 С заката подыми его!
 
 
 V
 
 Земля недвижна — неба своды,
 Творец, поддержаны тобой,
 Да не падут на сушь и воды
 И не подавят нас собой.
 
 Зажег ты солнце во вселенной,
 Да светит небу и земле,
 Как лен, елеем напоенный,
 В лампадном светит хрустале.
 
 Творцу молитесь; он могучий:
 Он правит ветром; в знойный день
 На небо насылает тучи;
 Дает земле древесну сень.
 
 Он милосерд: он Магомету
 Открыл сияющий Коран,
 Да притечем и мы ко свету,
 И да падет с очей туман.
 
 
 VI
 
 Не даром вы приснились мне
 В бою с обритыми главами,
 С окровавленными мечами,
 Во рвах, на башне, на стене.
 
 Внемлите радостному кличу,
 О дети пламенных пустынь!
 Ведите в плен младых рабынь,
 Делите бранную добычу!
 
 Вы победили: слава вам,
 А малодушным посмеянье!
 Они на бранное призванье
 Не шли, не веря дивным снам.
 
 Прельстясь добычей боевою,
 Теперь в раскаянье своем
 Рекут: возьмите нас с собою;
 Но вы скажите: не возьмем.
 
 Блаженны падшие в сраженье:
 Теперь они вошли в эдем
 И потонули в наслажденьи,
 Не отравляемом ничем.
 
 
 VII
 
 Восстань, боязливый:
 В пещере твоей
 Святая лампада
 До утра горит.
 Сердечной молитвой,
 Пророк, удали
 Печальные мысли,
 Лукавые сны!
 До утра молитву
 Смиренно твори;
 Небесную книгу
 До утра читай!
 
 
 VIII
 
 Торгуя совестью пред бледной нищетою,
 Не сыпь своих даров расчетливой рукою:
 Щедрота полная угодна небесам.
 В день грозного суда, подобно ниве тучной,
 О сеятель благополучный!
 Сторицею воздаст она твоим трудам.
 
 Но если, пожалев трудов земных стяжанья,
 Вручая нищему скупое подаянье,
 Сжимаешь ты свою завистливую длань, —
 Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,
 Что с камня моет дождь обильный,
 Исчезнут — господом отверженная дань.
 
 
 IX
 
 И путник усталый на бога роптал:
 Он жаждой томился и тени алкал.
 В пустыне блуждая три дня и три ночи,
 И зноем и пылью тягчимые очи
 С тоской безнадежной водил он вокруг,
 И кладез под пальмою видит он вдруг.
 
 И к пальме пустынной он бег устремил,
 И жадно холодной струей освежил
 Горевшие тяжко язык и зеницы,
 И лег, и заснул он близ верной ослицы —
 И многие годы над ним протекли
 По воле владыки небес и земли.
 
 Настал пробужденья для путника час;
 Встает он и слышит неведомый глас:
 «Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»
 И он отвечает: уж солнце высоко
 На утреннем небе сияло вчера;
 С утра я глубоко проспал до утра.
 
 Но голос: «О путник, ты долее спал;
 Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;
 Уж пальма истлела, а кладез холодный
 Иссяк и засохнул в пустыне безводной,
 Давно занесенный песками степей;
 И кости белеют ослицы твоей».
 
 И горем объятый мгновенный старик,
 Рыдая, дрожащей главою поник...
 И чудо в пустыне тогда совершилось:
 Минувшее в новой красе оживилось;
 Вновь зыблется пальма тенистой главой;
 Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.
 
 И ветхие кости ослицы встают,
 И телом оделись, и рев издают;
 И чувствует путник и силу, и радость;
 В крови заиграла воскресшая младость;
 Святые восторги наполнили грудь:
 И с богом он дале пускается в путь.
 
 
 
 | 
 |  
| | Цикл «Подражаний Корану» написан в духе магометанской священной книги «Коран», из разных сур (глав) которой в «Подражаниях» имеются многочисленные свободные заимствования. Многие образы цикла имеют автобиографическое значение. Вместо Магомета — пророка Ислама, к которому обращен Коран, в «Подражаниях Корану» выступает пророк — поэт. Здесь впервые в поэзии Пушкина возник этот образ.Посвящение цикла Прасковье Александровне Осиповой, соседке по имению, владелице Тригорского, объясняется тем, что у нее нашел Пушкин «сень успокоенья», когда он принужден был уехать из Михайловского после ссоры с отцом.
 | 
 |  
| Дата написания: 1824 год | Источник стихотворения |  
| Если Вы обнаружили ошибку в тексте или неточность в дате написания стихотворения сообщите нам воспользовавшись обратной связью.
 |  |  |