|  | 
| Пушкин - Все стихи | Анализ стихотворения |  
| 
   
 Александр Пушкин«Тень Фонвизина»
| В раю, за грустным Ахероном,
 Зевая в рощице густой,
 Творец, любимый Аполлоном,
 Увидеть вздумал мир земной.
 То был писатель знаменитый,
 Известный русский весельчак,
 Насмешник, лаврами повитый,
 Денис, невежде бич и страх.
 «Позволь на время удалиться, —
 Владыке ада молвил он, —
 Постыл мне мрачный Флегетон,
 И к людям хочется явиться».
 «Ступай!» — в ответ ему Плутон;
 И видит он перед собою:
 В ладье с мелькающей толпою
 Гребет наморщенный Харон
 Челнок ко брегу; с подорожной
 Герой поплыл в ладье порожной
 И вот — выходит к нам на свет.
 Добро пожаловать, поэт!
 
 Мертвец в России очутился,
 Он ищет новости какой,
 Но свет ни в чем не пременился.
 Все идет той же чередой;
 Все так же люди лицемерят,
 Все те же песенки поют,
 Клеветникам как прежде верят,
 Как прежде все дела текут;
 В окошки миллионы скачут,
 Казну все крадут у царя,
 Иным житье, другие плачут,
 И мучат смертных лекаря,
 Спокойно спят архиереи,
 Вельможи, знатные злодеи,
 Смеясь, в бокалы льют вино,
 Невинных жалобе не внемлют,
 Играют ночь, в сенате дремлют,
 Склонясь на красное сукно;
 Все столько ж трусов и нахалов,
 Рублевых столько же Киприд,
 И столько ж глупых генералов,
 И столько ж старых волокит.
 
 Вздохнул Денис: «О боже, боже!
 Опять я вижу то ж да то же.
 Передних грозный Демосфен,
 Ты прав, оратор мой Петрушка:
 Весь свет бездельная игрушка,
 И нет в игрушке перемен.
 Но где же братии-поэты,
 Мои парнасские клевреты,
 Питомцы граций молодых?
 Желал бы очень видеть их».
 Небес оставя светлы сени,
 С крылатой шапкой набекрени,
 Богов посланник молодой
 Слетает вдруг к нему стрелой.
 «Пойдем, — сказал Эрмий поэту, —
 Я здесь твоим проводником,
 Сам Феб меня просил о том;
 С тобой успеем до рассвету
 Певцов российских посетить,
 Иных — лозами наградить,
 Других — венком увить свирели».
 Сказал, взвились и полетели.
 
 Уже сокрылся ясный день,
 Уже густела мрачна тень,
 Уж вечер к ночи уклонялся,
 Мелькал в окошки лунный свет,
 И всяк, кто только не поэт,
 Морфею сладко предавался.
 Эрмий с веселым мертвецом
 Влетели на чердак высокий;
 Там Кропов в тишине глубокой
 С бумагой, склянкой и пером
 Сидел в раздумье за столом
 На стуле ветхом и треногом
 И площадным, раздутым слогом
 На наши смертные грехи
 Ковал и прозу и стихи.
 «Кто он?» — «Издатель "Демокрита"!
 Издатель право пресмешной,
 Не жаждет лавров он пиита,
 Лишь был бы только пьян порой.
 Стихи читать его хоть тяжко,
 А проза, ох! горька для всех;
 Но что ж? смеяться над бедняжкой,
 Ей-богу, братец, страшный грех;
 Не лучше ли чердак оставить
 И далее полет направить
 К певцам российским записным?»
 «Быть так, Меркурий, полетим».
 И оба путника пустились
 И в две минуты опустились
 Хвостову прямо в кабинет.
 Он не спал; добрый наш поэт
 Унизывал на случай оду,
 Как божий мученик кряхтел,
 Чертил, вычеркивал, потел,
 Чтоб стать посмешищем народу.
 Сидит; перо в его зубах,
 На ленте анненской табак,
 Повсюду разлиты чернилы,
 Сопит себе Хвостов унылый.
 «Ба! в полночь кто катит ко мне?
 Не брежу, полно ль, я во сне!
 Что сталось с бедной головою!
 Фонвизин! ты ль передо мною?
 Помилуй! ты... конечно, он!»
 «Я, точно я, меня Плутон
 Из мрачного теней жилища
 С почетным членом адских сил
 Сюда на время отпустил.
 Хвостов! старинный мой дружище!
 Скажи, как время ты ведешь?
 Здорово ль, весело ль живешь?»
 «Увы! несчастному поэту, —
 Нахмурясь отвечал Хвостов, —
 Давно ни в чем удачи нету.
 Скажу тебе без дальних слов:
 По мне с парнасского задору
 Хоть удавись — так в ту же пору.
 Что я хорош, в том клясться рад,
 Пишу, пою на всякий лад,
 Хвалили гений мой в газетах,
 В «Аспазии» боготворят.
 А все последний я в поэтах,
 Меня бранит и стар и млад,
 Читать стихов моих не хочут,
 Куда ни сунусь, всюду свист —
 Мне враг последний журналист,
 Мальчишки надо мной хохочут.
 Анастасевич лишь один,
 Мой верный крестник, чтец и сын,
 Своею прозой уверяет,
 Что истукан мой увенчает
 Потомство лавровым венцом.
 Никто не думает о том,
 Но я — поставлю на своем.
 Пускай мой перукмахер снова
 Завьет у бедного Хвостова
 Его поэмой заказной
 Волос остаток уж седой,
 Геройской воружась отвагой,
 И жизнь я кончу над бумагой
 И буду в аде век писать
 И притчи дьяволам читать».
 Денис на то пожал плечами;
 Курьер богов захохотал
 И, над свечой взмахнув крылами,
 Во тьме с Фонвизиным пропал.
 Хвостов не слишком изумился,
 Спокойно свечку засветил —
 Вздохнул, зевнул, перекрестился,
 Свой труд доканчивать пустился,
 Поутру оду смастерил
 И ею город усыпил.
 
 Меж тем, поклон отдав Хвостову,
 Творец, списавший Простакову,
 Три ночи в мрачных чердаках
 В больших и малых городах
 Пугал российских стиходеев.
 В своем боскете князь Шальной,
 Краса писателей-Морфеев,
 Сидел за книжкой записной,
 Рисуя в ней цветки, кусточки,
 И, движа вздохами листочки,
 Мочил их нежною слезой;
 Когда же призрак столь чудесный
 Очам влюбленного предстал,
 За платье ухватясь любезной,
 О страх! он в обморок упал.
 И ты, славяно-росс надутый,
 О Безглагольник пресловутый,
 И ты едва не побледнел,
 Как будто от Шишкова взгляда;
 Из рук упала Петриада,
 И дикий взор оцепенел.
 И ты, попами воскормленный,
 Дьячком псалтири обученный,
 Ужасный критикам старик!
 Ты видел тени грозный лик,
 Твоя невинная другиня,
 Уже поблекший цвет певиц,
 Вралих Петрополя богиня,
 Пред ним со страхом пала ниц.
 И ежемесячный вздыхатель,
 Что в свет бесстыдно издает
 Кокетки старой кабинет,
 Безграмотный школяр-писатель,
 Был строгой тенью посещен;
 Не спас ребенка Купидон;
 Блюститель чести муз усердный
 Его журил немилосердно
 И уши выдрал бедняка;
 Страшна Фонвизина рука!
 
 «Довольно! нет во мне охоты, —
 Сказал он, — у худых писцов
 Лишь время тратить; от зевоты
 Я снова умереть готов;
 Но где певец Екатерины?»
 «На берегах поет Невы».
 «Итак, стигийския долины
 Еще не видел он?» — «Увы!»
 «Увы? скажи, что значит это?»
 «Денис! полнощный лавр отцвел,
 Прошла весна, прошло и лето,
 Огонь поэта охладел;
 Ты все увидишь сам собою;
 Слетим к певцу под сединою
 На час послушать старика».
 Они летят, и в три мига
 Среди разубранной светлицы
 Увидели певца Фелицы.
 Почтенный старец их узнал.
 Фонвизин тотчас рассказал
 Свои в том мире похожденья.
 «Так ты здесь в виде привиденья? —
 Сказал Державин, — очень рад;
 Прими мои благословенья...
 Брысь, кошка! сядь, усопший брат;
 Какая тихая погода!
 Но, кстати, вот на славу ода, —
 Послушай, братец». И старик,
 Покашляв, почесав парик,
 Пустился петь свое творенье,
 Статей библейских преложенье;
 То был из гимнов гимн прямой.
 Чета бесплотных в удивленье
 Внимала молча песнопенье,
 Поникнув долу головой:
 
 «Открылась тайн священных дверь!
 Из бездн исходит Луцифер,
 Смиренный, но челоперунный.
 Наполеон! Наполеон!
 Париж, и новый Вавилон,
 И кроткий агнец белорунный,
 Превосходясь, как дивий Гог,
 Упал, как дух Сатанаила,
 Исчезла демонская сила!
 Благословен господь наш бог!»
 
 «Ого! — насмешник мой воскликнул, —
 Что лучше эдаких стихов?
 В них смысла сам бы не проникнул
 Покойный господин Бобров;
 Что сделалось с тобой, Державин?
 И ты судьбой Невтону равен,
 Ты бог — ты червь, ты свет — ты ночь...
 Пойдем, Меркурий, сердцу больно;
 Пойдем — бешуся я невольно».
 И мигом отлетел он прочь.
 
 «Какое чудное явленье!» —
 Фонвизин спутнику сказал.
 «Оставь пустое удивленье, —
 Эрмий с усмешкой отвечал. —
 На Пинде славный Ломоносов
 С досадой некогда узрел,
 Что звучной лирой в сонме россов
 Татарин бритый возгремел,
 И гневом Пиндар Холмогора
 И тайной завистью горел.
 Но Феб услышал глас укора,
 Его спокоить захотел,
 И спотыкнулся мой Державин
 Апокалипсис преложить.
 Денис! он вечно будет славен,
 Но, ах, почто так долго жить?»
 
 «Пора домой, — вещал Эрмию
 Ужасный рифмачам мертвец, —
 Оставим наскоро Россию;
 Бродить устал я наконец».
 Но вдруг близ мельницы стучащей,
 Средь рощи сумрачной, густой,
 На берегу реки шумящей
 Шалаш является простой:
 К калитке узкая дорога;
 В окно склонился древний клен,
 И Фальконетов Купидон
 Грозит с усмешкой у порога.
 «Конечно, здесь живет певец, —
 Сказал, обрадуясь, мертвец, —
 Взойдем!» Взошли и что ж узрели?
 В приятной неге, на постеле
 Певец пенатов молодой
 С венчанной розами главой,
 Едва прикрытый одеялом,
 С прелестной Лилою дремал
 И, подрумяненный фиалом,
 В забвенье сладостном шептал.
 Фонвизин смотрит изумленный.
 «Знакомый вид; но кто же он?
 Уж не Парни ли несравненный,
 Иль Клейст? иль сам Анакреон?»
 «Он стоит их, — сказал Меркурий, —
 Эрата, грации, амуры
 Венчали миртами его,
 И Феб цевницею златою
 Почтил любимца своего;
 Но, лени связанный уздою,
 Он только пьет, смеется, спит
 И с Лилой нежится младою,
 Забыв совсем, что он пиит».
 «Так я же разбужу повесу», —
 Сказал Фонвизин, рассердясь,
 И в миг отдернул занавесу.
 Певец, услыша вещий глас,
 С досадой весь в пуху проснулся,
 Лениво руки протянул,
 На свет насилу проглянул,
 Потом в сторонку обернулся
 И снова крепким сном заснул.
 Что делать нашему герою?
 Повеся нос, идти к покою
 И только про себя ворчать.
 Я слышал, будто бы с досады
 Бранил он русских без пощады
 И вот изволил что сказать:
 «Когда Хвостов трудиться станет,
 А Батюшков спокойно спать,
 Наш гений долго не восстанет,
 И дело не пойдет на лад».
 
 
 
 | 
 |  
| | Сатира на современную русскую литературу. Упадок современной литературы был обусловлен, по мнению А. С. Пушкина, упадком творчества Державина, главы старой поэтической школы, и бездействием Батюшкова, лучшего поэта нового времени, что создало условия для процветания бездарного Хвостова. Пушкин еще в 1814 г. упрекал Батюшкова в молчании (послание «К Батюшкову»). Юный поэт демонстративно пользуется здесь сатирическими приемами самого Батюшкова (сравни его «Видение на берегах Леты» и «Певец в Беседе славянороссов»), даже образ этого поэта, нарисованный Пушкиным в «Тени Фонвизина», повторяет портрет, созданный самим Батюшковым в его стихотворении «Мои пенаты». | 
 |  
| Дата написания: 1815 год | Источник стихотворения |  
| Если Вы обнаружили ошибку в тексте или неточность в дате написания стихотворения сообщите нам воспользовавшись обратной связью.
 |  |  |