| 
   
 Фридрих Шиллер«Элевзинский праздник»
| Свивайте венцы из колосьев златых;
 Цианы лазурные в них заплетайте;
 Сбирайтесь плясать на коврах луговых
 И пеньем благую Цереру встречайте.
 Церера сдружила враждебных людей;
 Жестокие нравы смягчила;
 И в дом постоянный меж нив и полей
 Шатёр подвижной обратила.
 
 Робок, наг и дик скрывался
 Троглодит в пещерах скал;
 По полям Номад скитался
 И поля опустошал;
 Зверолов с копьём, стрелами,
 Грозен, бегал по лесам…
 Горе брошенным волнами
 К неприютным их брегам!
 
 С Олимпийския вершины
 Сходит мать Церера вслед
 Похищенной Прозерпины:
 Дик лежит пред нею свет.
 Ни угла, ни угощенья
 Нет нигде богине там;
 И нигде богопочтенья
 Не свидетельствует храм.
 
 Плод полей и грозды сладки
 Не блистают на пирах;
 Лишь дымятся тел остатки
 На кровавых алтарях;
 И куда печальным оком
 Там Церера ни глядит:
 В унижении глубоком
 Человека всюду зрит.
 
 «Ты ль, Зевесовой рукою
 Сотворенный человек?
 Для того ль тебя красою
 Олимпийскою облек
 Бог богов и во владенье
 Мир земной тебе отдал,
 Чтоб ты в нём, как в заточенье
 Узник брошенный, страдал?
 
 Иль ни в ком между богами
 Сожаленья к людям нет
 И могучими руками
 Ни один из бездны бед
 Их не вырвет? Знать, к блаженным
 Скорбь земная не дошла?
 Знать, одна я огорченным
 Сердцем горе поняла?
 
 Чтоб из низости душою
 Мог подняться человек,
 С древней матерью-землёю
 Он вступи в союз навек;
 Чти закон времён спокойный;
 Знай теченье лун и лет,
 Знай, как движется под стройной
 Их гармониею свет».
 
 И мгновенно расступилась
 Тьма, лежавшая на ней,
 И небесная явилась
 Божеством пред дикарей:
 Кончив бой, они, как тигры,
 Из черепьев вражьих пьют
 И её на зверски игры
 И на страшный пир зовут.
 
 Но богиня, с содроганьем
 Отвратясь, рекла: «Богам
 Кровь противна; с сим даяньем
 Вы, как звери, чужды нам;
 Чистым чистое угодно;
 Дар, достойнейший небес:
 Нивы колос первородный,
 Сок оливы, плод древес».
 
 Тут богиня исторгает
 Тяжкий дротик у стрелка;
 Остриём его пронзает
 Грудь земли её рука;
 И берёт она живое
 Из венца главы зерно,
 И в пронзённое земное
 Лоно брошено оно.
 
 И выводит молодые
 Класы тучная земля;
 И повсюду, как златые
 Волны, зыблются поля.
 Их она благословляет
 И, колосья в сноп сложив,
 На смиренный возлагает
 Камень жертву первых нив.
 
 И гласит: «Прими даянье,
 Царь Зевес, и с высоты
 Нам подай знаменованье,
 Что доволен жертвой ты.
 Вечный бог, сними завесу
 С них, не знающих тебя:
 Да поклонятся Зевесу,
 Сердцем правду возлюбя».
 
 Чистой жертвы не отринул
 На Олимпе царь Зевес;
 Он во знамение кинул
 Гром излучистый с небес;
 Вмиг алтарь воспламенился;
 К небу жертвы дым взлетел,
 И над ней горе явился
 Зевсов пламенный орел.
 
 И чудо проникло в сердца дикарей;
 Упали во прах перед дивной Церерой;
 Исторгнулись слёзы из грубых очей,
 И сладкой сердца растворилися верой.
 Оружие кинув, теснятся толпой
 И ей воздают поклоненье;
 И с видом смиренным, покорной душой
 Приемлют её поученье.
 
 С высоты небес нисходит
 Олимпийцев светлый сонм;
 И Фемида их предводит,
 И своим она жезлом
 Ставит грани юных, жатвой
 Озлатившихся полей
 И скрепляет первой клятвой
 Узы первые людей.
 
 И приходит благ податель,
 Друг пиров, весёлый Ком;
 Бог, ремесл изобретатель,
 Он людей дружит с огнём;
 Учит их владеть клещами;
 Движет мехом, млатом бьёт
 И искусными руками
 Первый плуг им создаёт.
 
 И вослед ему Паллада
 Копьеносная идёт
 И богов к строенью града
 Крепкостенного зовёт:
 Чтоб приютно-безопасный
 Кров толпам бродящим дать
 И в один союз согласный
 Мир рассеянный собрать.
 
 И богиня утверждает
 Града нового чертеж;
 Ей покорный, означает
 Термин камнями рубеж;
 Цепью смерена равнина;
 Холм глубоким рвом обвит;
 И могучая плотина
 Гранью бурных вод стоит.
 
 Мчатся Нимфы, Ореады
 (За Дианой по лесам,
 Чрез потоки, водопады,
 По долинам, по холмам
 С звонким скачущие луком);
 Блещет в их руках топор,
 И обрушился со стуком
 Побеждённый ими бор.
 
 И, Палладою призванный,
 Из зелёных вод встаёт
 Бог, осокою венчанный,
 И тяжёлый строит плот;
 И, сияя, низлетают
 Оры лёгкие с небес
 И в колонну округляют
 Суковатый ствол древес.
 
 И во грудь горы вонзает
 Свой трезубец Посидон;
 Слой гранитный отторгает
 От ребра земного он;
 И в руке своей громаду,
 Как песчинку, он несёт;
 И огромную ограду
 Во мгновенье создаёт.
 
 И вливает в струны пенье
 Светлоглавый Аполлон:
 Пробуждает вдохновенье
 Их согласно-мерный звон;
 И весёлые Камены
 Сладким хором с ним поют,
 И красивых зданий стены
 Под напев их восстают.
 
 И творит рука Цибелы
 Створы врат городовых:
 Держат петли их дебелы,
 Утверждён замок на них;
 И чудесное творенье
 Довершает, в честь богам,
 Совокупное строенье
 Всех богов, великий храм.
 
 И Юнона, с оком ясным
 Низлетев от высоты,
 Сводит с юношей прекрасным
 В храме деву красоты;
 И Киприда обвивает
 Их гирляндою цветов,
 И с небес благословляет
 Первый брак отец богов.
 
 И с торжественной игрою
 Сладких лир, поющих в лад,
 Вводят боги за собою
 Новых граждан в новый град;
 В храме Зевсовом царица,
 Мать Церера там стоит,
 Жжёт курения, как жрица,
 И пришельцам говорит:
 
 «В лесе ищет зверь свободы,
 Правит всем свободно бог,
 Их закон – закон природы.
 Человек, прияв в залог
 Зоркий ум – звено меж ними, –
 Для гражданства сотворён:
 Здесь лишь нравами одними
 Может быть свободен он».
 
 Свивайте венцы из колосьев златых;
 Цианы лазурные в них заплетайте;
 Сбирайтесь плясать на коврах луговых;
 И с пеньем благую Цереру встречайте:
 Всю землю богинин приход изменил;
 Признавши её руководство,
 В союз человек с человеком вступил
 И жизни постиг благородство.
 
 
 
 | 
 |