«В разлуке есть высокое значенье» – до появления в жизни Федора Ивановича Елены Денисьевой супруги Тютчевы если и расставались, то на самое непродолжительное время. Узнав о роковой любви мужа, Эрнестина Федоровна, не выяснив отношений, постаралась свести к минимуму пребывание под общей крышей, что, на первый порах, видимо, вполне устраивало влюбленного поэта. Так, в августе 1851 года, в месяц своего законного отпуска, Тютчев, нарушив обыкновение, не появился в Овстуге, а вместо объяснения причин отослал жене поэтическое рассуждение о высоком значении разлук. Эрнестина намек поняла и впервые осталась в Овстуге на зиму.
* * *
«Над этой темною толпой» – в первой публикации стихотворение называлось «Народный праздник». Народными в дореволюционной России назывались празднества, которые хотя и совподали с общенародными (церковными), однако основывались не на христианских, а на языческих приданиях. Таких красных дат было несколько, но главным считался Храм, то есть праздник в честь того святого, которому посвящена местаня церковь; даже в крепостные времена он продолжался целых три дня. В Овстуге Храм отмечали 15 августа, в Успенье Богородицы. Открывался он, конечно, молебном, но затем начиналось гульбище, вполне языческое: «смрад, безобразье, нищета». Эти - очень уж резкие - строки поэт снял, они остались лишь в черновом варианте. Тем не менее, судя по окончательному тексту, Тютчев сильно сомневался в том, что Свобода (отмена крепостного права) изменит положение вещей. Он убежден, что пробудить темный народ от духовного сна и беспамятства способна лишь истинно христианская Вера - очищение «чистых риз Христа» от языческого смрада.
* * *
«Еще томлюсь тоской желаний» – обращено к «тени» умершей первой жены. Написано спустя 10 лет со дня ее кончины.
* * *
«Море и утес» – первый отклик Тютчева на Французскую революцию 1848 года. Утес в данном контексте - аллегорический образ самодержавной России, о гранитную мощь которой, как надеялся поэт, разобьется, разлетится в брызги волна револющионного возмущения.
* * *
«Русская география» – отец Тютчева окончил Петербургское Константиновское училище. Это военное заведение было основано Екатериной Великой, мечтавшей отвоевать у Турции Константинополь и посадить там «на царство» своего младшего внука Константина Павловича. Не исключено, что именно этим семейным обстоятельством объясняются и утопические мечтания Тютчева-сына о присоединение к русской империи «возобновленной Византии».
|