«Эти бедные селенья» – Бедные селенья... Скудная природа... Неужели Тютчев и в 1855 году, как и почти десять лет назад, в 1846-м, все еще смотрит на «родные поля» как бы «иноплеменными» глазами? Ведь у Тютчева, в «Записках охотника», этот край не кажется «скудным», а окрестные селения слишком уж бедными! Но дело не в разных углах зрения, дело в том, что к середине 50-х годов Орловщина превратилась в житницу России. В результате хрестоматийные (тургеневские) ландшафты исчезли с лица земли. Больше того, именно потому, что орловские землевладельцы, занявшись возделыванием товарной ржи, стремительно богатели и потому зубами держались за свои «десятины», здешние крестьяне оказались в более бедственном положении, нежели жители не хлебных северных и восточных губерний. Вот как описывает дорогу, по которой ехал Тютчев, один из орловских помещиков: «...Коляска съезжает на проселочную немощеную дорогу. Пыль на ней или грязь, но езда становится мягкой и нетряской. Лесов в этой средней части Орловской губернии почти не осталось... только в деревнях повсюду разлапые ракиты, а в усадьбах, в саду и рощах, могучие дубы в 200-300 лет. Изредка на горизонте вы видите небольшую группу таких дубов, последние остатки немилосердной вырубки. Местность сравнительно ровная, пологая... Кругом поля. Вид их, конечно, меняется в зависимости от времени года. Но если ехать в конце июня, то вот она, серо-желтая рожь, перемешанная вдоль дороги с полынью и с проглядывающими из ее глубины васильками... Если вы выбираете дорогу, ведущую за крестьянскими дворами, чтобы объехать громадные лужи, прямую трясину на главной улице села, то позади изб вы увидите высокую коноплю, ярко-зеленые гряды окученного картофеля или осенью - уже крупные светло-зеленые кочаны капусты...»
* * *
«По случаю приезда австрийского эрцгерцога на похороны императора Николая» – Австрийский Иуда - австрийский эрцгерцог Вильгельм. Во время Крымской кампании Австрия отказалась соблюдать нейтралитет, в силу чего приезд Вильгельма на похороны русского императора, «убитого» поражением в этой войне, в придворных кругах был воспринят как нарушение приличий.
* * *
«В часы, когда бывает» – некоторые исследователи полагают, что стихотворение обращено к «тени» первой жены. Другие доказывают, что стихи посвящены Эрнестине Федоровне, что, на мой взгляд, вероятнее, так как запечетленное в этой миниатюре чувство совпадает с основным мотивом писем поэта к ней. Вот что он писал из Петербурга в Овстуг в самый разгар своего романа с Еленой Денисьевой: «...Я убежден, что ты до конца меня знаешь, и воспринимаю твою любовь как Божий дар... Пусть я делал глупости, поступки мои были противоречивы, непоследовательны. Истинным во мне является только мое чувство к тебе». (Ф. И. Тютчев. - Эрнестине Тютчевой. 17 декабря 1852).
* * *
«Иным достался от природы» – в этом таинственном стихотворении автор противопостовляет себя Фету, а может быть, еще и Пушкину. Он, Тютчев, - из племени пророков, а Фет, как и Пушкин, - из семьи ведунов, из рода тех, кого Великая Мать Природа одарила всевиденьем. В веденье ведунов - зримая оболочка Мира, тогда как пророк действует по слепому инстинкту, по инстинкту и вещает, то есть предсказывает. Пушкин же, хотя и написал «Пророка», к пророчествующим относился сдержано, утверждая: ум человеческий не пророк, а угадчик. Не случайно шестикрылый его серафим прежде всего отверзает томимому духовной жаждой поэту зеницы, а глас Бога приказывает: «Виждь».
* * *
«Его светлости князю А. А. Суворову» – А. А. Суворов - внук полководца и генерал-губернатор Петербурга. Непосредственным поводом к созданию стихотворения стал отказ Суворова подписать приветственный адрес своему непосредственному начальнику генерал-губернатору Северно-Западного края М. Н. Муравьеву, прославившемуся жесткой расправой с польскими повстанцами во время очередного польского возмущения в 1863 году.
* * *
Отдельной строкой:
Вы давно хотели сделать своему близкому другу подарок достойный короля, но не знали что именно подарить? Решение найдено! Вы можете купить копии швейцарских часов известных марок с бесплатной доставкой по России.
|