Российский государственный архив литературы и искусства - «Архив муз» - является крупнейшим хранилищем России, в
котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. В его 3012
фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения. Созданный в 1941 г. на основе архивного собрания Государственного литературного музея, он стал
любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей,
музейных ценностей и целых библиотек, – вспоминал Ираклий Андроников. – Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные
книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».
В фондах архива хранятся документы XIV-XX вв. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры
России, автографы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, ценнейшие коллекции и отдельные документы из собраний
Ю. А. Бахрушина, Ф. Ф. Фидлера, С. П. Мельгунова, П. И. Бартенева; архивные фонды В. В. Розанова, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Белого, М. А. Кузмина, А. И. Солженицына, Д. Д. Шостаковича, М. М. Плисецкой, Р. К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья,
а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры – Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР,
Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций
литературных и художественных журналов.
Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды
писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой
документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).
Самый древний источник – пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и
читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV–XVI вв.
Примерно половину всех личных фондов составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все
остальные виды искусства.Литература начала XIX в. представлена материалами писателей-классиков А. С. Грибоедова, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского.
Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине XIX в., является фамильный архив трех поколений рода Вяземских «Остафьевский
архив» - настоящая сокровищница автографов и рукописей, среди которых рукописи друга А. С. Пушкина князя П. А. Вяземского, письма Г. Р. Державина, А. С.
Грибоедова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина и его жены, Н. В. Гоголя; автографы Петра I, Екатерины I, Екатерины II и других «царственных
особ», полководцев А. В. Суворова, П. А. Румянцева, А. П. Ермолова, классиков зарубежной литературы Дж. Байрона, О. Бальзака, А. Мицкевича.
Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф. М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними
вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.
Литературный процесс конца XIX-начала XX в. отражен в фондах Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, И. А. Бунина. РГАЛИ
является крупнейшим центром хранения и изучения наследия классиков серебряного века: жизни и творчества А. А. Блока, А. Белого, С. А. Есенина, М. А.
Кузмина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой.
В архиве хранятся фонды писателей XX века – Ф. В. Гладкова, А. П. Гайдара, А. С. Грина, В. В. Вишневского, И. А. Ильфа
и Е. П. Петрова, А. С. Макаренко, Ю. К. Олеши, Н. А. Островского, П. А. Павленко, К. Г. Паустовского, М. А. Светлова, А. С. Серафимовича, С. Н.
Сергеева-Ценского, Ю. Н. Тынянова, А. А. Фадеева, И. Г. Эренбурга, В. Т. Шаламова и многих других.
Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А. И.
Южина, В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, Л. В. Собинова, А. А. Горского, М. И. Петипа, а также в фондах Московской
конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630
ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным,
неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры
пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.
Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А.
Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, В. Я. Шебалина, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, И. О. Дунаевского, Д. Д. Шостаковича, в фондах
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед.
хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его
музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.). Традиционное различие в формировании
музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие – в
архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и
правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения
живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех
художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены. Подавляющее число таких
художников – представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ. Обстоятельства,
при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в
период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды
издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть
фонда музея В. В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища
живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского
общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, И. К. Айвазовского, И. С. Остроухова и др. Так
была заложена основа художественного собрания архива.
Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников – самый полный комплекс, в котором хранятся
многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. К. Бялыницкого-Бирули,
Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, С. Ю. Судейкина, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, К. С. Петрова-Водкина, Е. Г. Гуро, М. В. Ле-Дантю, Л. М.
Лисицкого, В. Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов – эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и
насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В. В. Маяковского, В. В. Лебедева, М. М. Черемныха, Д. С. Моора, В. Н.
Дени, фотомонтажей Л. М. Лисицкого, Г. Г. Клуциса, С. Я. Сенькина.
Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино – Я. А. Протазанова, И. И. Мозжухина, В. И. Пудовкина, М. И.
Ромма, Л. В. Кулешова, Дз. Вертова, Р. Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С. М. Эйзенштейна.
В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков –
театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е. Г. Гуро, В. Ф. Ходасевича, К. С.
Петрова-Водкина, К. Н. Редько, а также А. А. Арапова, И. И. Нивинского, П. Н. Филонова, П. В. Кузнецова и Е. М. Бебутовой.
Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны
официальных структур сыграл И. С. Зильберштейн – известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и
пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А. Н. Бенуа, эскизами М. В.
Добужинского, К. А. Коровина, С. М. Лифаря, А. М. Ремизова.
В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная
судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины
и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ
вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его
живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого
метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую – Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.
Ранний авангард в РГАЛИ – это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е. Г. Гуро, К. М.
Зданевича, С. Б. Никритина, В. С. Барта, А. А. Моргунова.
В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и
хранителя – А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и
писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы
воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ
становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих
имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы
плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.
Особое место занимает наследие архитектора Я. Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины
1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих
композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ – от живописных полотен до зарисовок – поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, – при
всей случайности подбора имен и характера работ, – они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России, причем на примерах, мало известных
не только широкой публике, но и специалистам.
На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н. А. Бердяеву, В. А. Соловьеву,
А. М. Ремизову, М. И. Цветаевой, И. Г. Эренбургу, А. Г. Коонен, К. М. Симонову, К. А. Кедрову, М. М. Плисецкой и др. Так, в фонде М. И. Цветаевой хранятся
ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая
цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н. А. Бердяева – металлический портсигар, пенсне, кожаные
бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер
рабочего кабинета К. М. Симонова.
|