| 
  Всегда природа представляется Лермонтову созданием Бога (стихи: 
"Мцыри", XI, 
"Когда волнуется желтеющая нива...", 
"Выхожу один я на дорогу..." и т. д.); ангелы входят в его поэзию 
как постоянный, привычный образ, как знакомые, живые лица. Поэтому сюжет, связанный с легендой мироздания, с участием бесплотного духа, с грандиозными 
пространствами небесных сфер, неминуемо должен был особенно привлекать его воображение. И 
Лермонтов, с пятнадцати лет, 
замыслил своего "Демона". Время показало, что эта поэма из всех 
больших произведений Лермонтова как бы наиболее связана с представлением о его музе. Поэт, по-видимому, чувствовал призвание написать ее и отделывал всю 
жизнь. Всю свою неудовлетворенность жизнью, т. е. здешнею жизнью, а не тогдашним обществом, всю исполинскую глубину своих чувств, превышающих обыденные 
человеческие чувства, всю необъятность своей скучающей на земле фантазии, - Лермонтов постарался излить устами Демона. Концепция этого фантастического 
образа была счастливым, удачным делом его творчества. Те свойства, которые казались напыщенными и даже отчасти карикатурными в таких действующих лицах, как 
гвардеец Печорин, светский денди Арбенин или черкес Измаил-Бей, побывавший в Петербурге, - все эти свойства (личные свойства поэта) пришлись по мерке только 
фантастическому духу, великому падшему ангелу. 
 Строго говоря, Демон - даже не падший ангел: причина его падения осталась в тумане; это скорее - ангел, упавший с неба на землю, которому досталась жалкая 
участь
 
 Ничтожной властвовать землей.
 
 Короче, это - сам поэт. Интродукция в поэму воспевает
 
 Лучших дней воспоминанья
 . . . . . . . . . . . . . .
 Тех дней, когда в жилище света
 Блистал он, чистый херувим, -
 
 точно поэт говорит о себе до рождения. Чудная строфа об этих воспоминаниях обрывается восклицанием:
 
 И много, много... и всего
 Припомнить не имел он силы, -
 
 как будто сам поэт потерял эту нить воспоминаний и не может сам себе дать отчета, как он очутился здесь. Этот скорбящий и могучий ангел представляет из 
себя тот удивительный образ фантазии, в котором мы поневоле чувствуем воплощение чего-то божественного в какие-то близкие нам человеческие черты. Он 
привлекателен своею фантастичностью и в то же время в нем нет пустоты сказочной аллегории. Его фигура из траурной дымки почти осязаема:
 
 Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет, -
 
 как определяет его сам Лермонтов.
 
 То не был ада дух ужасный,
 - о нет! -
 
 спешит добавить автор и ищет к нему нашего сочувствия. Демон, ни в чем определенном не провинившийся, имеет, однако, некоторую строптивость против неба; он 
иронизирует над другими ангелами, давая им эпитеты "бесстрастных"; он еще на небе невыгодно выделился между другими тем, что был "познанья жадным"; он и в 
раю испытывал, что ему чего-то недостает (впоследствии он говорит Тамаре:
 
 Во дни блаженства мне в раю
 Одной тебя недоставало);
 
 наконец, он преисполнен громадною энергиею, глубоким знанием человеческих слабостей, от него пышет самыми огненными чувствами. И все это приближает его к 
нам.
 Пролетая над Кавказом, над этой естественной ступенью для нисхождения с неба на землю, Демон пленяется Тамарой. Он сразу очаровался. Он
 
 ...позавидовал невольно
 Неполной радости земной.
 
 (Какой эпитет!)
 
 В нем чувство вдруг заговорило
 Родным когда-то языком, -
 
 потому что на земле одна только любовь напоминает блаженство рая. Он не может быть злым, не может найти в уме коварных слов. Что делать?
 
 Забыть! Забвенья не дал Бог,
 Да он и не взял бы забвенья
 
 для этой минуты высшего счастья. Можно ли сильнее, глубже сказать о прелести первых впечатлений любви!
 В любви Демона к Тамаре звучат все любимые темы вдохновений самого Лермонтова. Демон старается поднять думы Тамары от земли - он убеждает ее в ничтожестве 
земных печалей. Когда она плачет над трупом жениха, Демон напевает ей пленительные строфы о тех чистых и беспечных облаках и звездах, к которым так часто 
любил сам Лермонтов обращать свои песни. Он говорит Тамаре о "минутной" любви людей:
 
 Иль ты не знаешь, что такое
 Людей минутная любовь? -
 Волненье крови молодое!
 Но дни бегут и стынет кровь.
 Кто устоит против разлуки,
 Соблазна новой красоты,
 Против усталости и скуки
 Иль своенравия мечты?
 
 Все это лишь развитие того же мотива любви и страсти, который уже вылился от лица самого поэта в стихотворении 
"И скучно и грустно". В другом месте 
Демон восклицает:
 
 Что люди? Что их жизнь и труд?
 Они прошли, они пройдут!
 
 Едва ли не с этой же космической точки зрения, т. е. с высоты вечности, Лермонтов обратил к своим современникам свою знаменитую "Думу":
 
 Печально я гляжу на наше поколенье!
 
 Его поколение было лучшее, какое мы запомним, - поколение сороковых годов, - и он, однако, пророчил ему, что оно пройдет "без шума и следа"; он укорял его 
в том, что у него нет "надежд", что его страсти осмеяны "неверием", что оно иссушило ум "наукою бесплодной" и что его не шевелят "мечты поэзии", - словом, 
он бросил укор, который можно впредь до скончания мира повторять всякому поколению, как и двустишие Демона:
 
 Что люди? Что их жизнь и труд?
 Они прошли, они пройдут!
 
 Перед решительным свиданием с Тамарой у Демона на минуту пробуждается невольное сожаление к ней. Эта странная, едва уловимая горечь смущения внушается 
природой каждому перед порогом девственности.
 
 То было злое предвещанье...
 
 Действительно, перед Демоном тотчас же открыто выступил защитником невинности - ангел. Демон идет "любить готовый, с душой, открытой для добра" - и вдруг 
эта непонятная сила, почему-то воспрещающая радость, называющая радость злом!
 
 Зло не дышало здесь поныне!
 К моей любви, к моей святыне
 Не пролагай преступный след!
 
 Тогда в душе Демона проснулся "старинной ненависти яд" к посланнику этой странной силы.
 
 "Она моя! - сказал он грозно, -
 Оставь ее! Она моя,
 Явился ты, защитник, поздно,
 И ей, как мне, ты не судья!
 На сердце, полное гордыни,
 Я наложил печать мою;
 Здесь больше нет твоей святыни,
 Здесь я владею и люблю!"
 И ангел грустными очами
 На жертву бедную взглянул
 И, медленно взмахнув крылами,
 В эфире неба потонул...
 
 Ангел уступил без боя.
 
 Следует дивная сцена объяснения в любви. Затем поцелуй - и смерть Тамары; перед смертью она вскрикнула; в этом крике было все -
 
 ...любовь, страданье,
 Упрек с последнею мольбой,
 И безнадежное прощанье,
 Прощанье с жизнью молодой...
 
 Ангел уносит ее душу. Демон, у которого "веяло хладом от неподвижного лица", останавливает его: "она моя", но ангел на этот раз не уступает:
 
 Ее душа была из тех,
 Которых жизнь - одно мгновенье
 Невыносимого мученья,
 Недосягаемых утех;
 Творец из лучшего эфира
 Соткал живые струны их,
 Они не созданы для мира,
 И мир был создан не для них!
 Ценой жестокой искупила
 Она сомнения свои...
 Она страдала и любила -
 И рай открылся для любви!
 
 А между тем на лице Тамары в гробу
 
 Улыбка странная застыла:
 Что в ней? Насмешка ль над судьбой,
 Непобедимое ль сомненье,
 Иль к жизни хладное презренье,
 Иль с небом гордая вражда?..
 
 И Демон остался
 
 Один, как прежде, во вселенной
 Без упованья и любви!..
 С. А. Андреевский 
 
 |