| 
  Друзья Аполлинера любили его рисовать. Его античный профиль, его голова, по словам писательницы Гертруды Стайн, "как у императора позднего Рима", притягивали художников. Поэта сравнивали то с Цезарем, то с Вергилием.
       Романские корни определили его внешность и южную живость характера; славянские - гордость и открытость. К тому же почти всю жизнь он прожил французом без гражданства, которое с большим трудом смог получить всего за два года до смерти. Достаточно взрывчатая генетическая смесь, умноженная на повседневные  обстоятельства, располагавшие к жесткости и обидчивости, - все это были основы сложного и трудного характера. Так - сложно и трудно - его и воспринимали: впечатлительный, наивный, немного суеверный; сангвиник, тиран, самодур;  внутренне  чистый, простой, легко сходящийся с людьми; блестящий и остроумный  собеседник, постоянно готовый к шутке; певец меланхолии, поэтике которого вовсе не присуща радость...       В  годы,  когда  Аполлинер  только  начинал сочинять, в далекой России, притягательной   для   славянской   частички   его   души,  первооткрыватель французских  символистов  Валерий Брюсов писал о другом поэтическом гении, о Поле   Верлене,   как   о   "человеке  двойственном",  в  котором  уживались одновременно   "ангельское"  и  "свинское".  В  какой-то  степени  таким  же двойственным  был  и  Аполлинер, всю жизнь метавшийся между любовью и игрой, соединяющий с традицией высокого лиризма страсть к низкой мистике.       Оба эти стремления Аполлинер, очевидно, унаследовал от матери, Анжелики Костровицкой.  В шестидесятые годы судьба забросила ее из Польши в Италию, - когда  родился  Гийом,  Анжелике было двадцать два года, и уже несколько лет
как   она  была  "похищена"  итальянским  офицером  Франческо  д'Эспермоном. Мистификации  преследовали  Аполлинера  со  дня  рождения:  через  пять дней после этого знаменательного события, которое произошло 26 августа 1880 года, он  был  зарегистрирован в римской мэрии под фамилией Дульчини - как ребенок от  неназвавшихся  родителей. Через два года та же судьба постигла его брата Альбера, который при рождении был записан под фамилией Зевини и чьи родители также  были  "не  установлены".  В  дальнейшем  это  дало  Аполлинеру  повод пестовать   и   поддерживать   самые   фантастические   россказни   о  своем происхождении  - вплоть до того, что его предками были то ли Наполеон, то ли папа римский.       Таинственное происхождение бросило отсвет на всю жизнь поэта. Пока юный Вильгельм Костровицкий ходит в школу - сначала в коллеж в Монако и в Каннах, а  затем в лицей в Ницце, - его мать играет в казино и приобретает репутацию "красивой  авантюристки". И когда в Ницце семнадцатилетний начинающий поэт и его  товарищ  по  лицею  Анж  Туссен-Люка  приступают  к изданию рукописного
журнала,  сразу  же  приходится думать о первой мистификации - о псевдониме: Вильгельм   подписывал  свои  произведения  именем  "Гийом  Макабр"  ("Гийом Мрачный"),  а Анж - "Жеан Лок" ("Жеан Нищий"). В дальнейшем Аполлинер не раз прибегал к литературным мистификациям, псевдонимам - чего стоит одна история 1909  года, когда стали появляться статьи и стихи некоей Луизы Лаланн, сразу же  привлекшие  внимание  читателей  незаурядностью  суждений  о современной женской  литературе  и  большим  лирическим даром. Этот розыгрыш, устроенный Аполлинером,   почти   год   будоражил  публику,  пока  не  наскучил  самому мистификатору.  Карнавальность жизни и поэзии переплелись, чтобы уже никогда не оставлять поэта.       Первая   поэтическая  любовь  и  первая  серьезная  авантюра  поджидали Аполлинера  летом  1899  года, когда мать отправила его с братом в пансионат бельгийского  городка  Ставло, на каникулы. Здесь родился и первый серьезный поэтический цикл юного Аполлинера - "Ставло". Именно в таком виде - как цикл стихов  -  он  будет  напечатан  только  через  полвека: стихи, перевязанные ленточкой,  сохранит  валлонка  Марей  -  Мария  Дюбуа, к которой они и были обращены.  Уже в этом цикле Аполлинер становится изысканным любовным лириком - сладострастным и ранимым певцом неразделенной любви.       Любовь  к  Марей  прервалась  осенью,  когда  Анжелика  Костровицкая, в очередной раз стесненная в средствах, повелела братьям тайком ускользнуть из пансионата,  не  расплатившись  с  хозяином. Эта история, подобная многим, в которых  чувствовалась  рука  властной  и  взбалмошной  Анжелики,  позволила позднее  композитору  Франсису  Пуленку  произнести  сакраментальную  фразу:
"Аполлинер  провел  свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши". На самом деле "пятнадцать лет" растянулись на всю жизнь Аполлинера: Анжелика  Костровицкая умерла спустя четыре месяца после кончины ее старшего сына, и в старости донимая его ревностью и капризами.       Давно  замечено, что притягательная парадоксальность юности заключена в ее  счетах  со  временем.  Прошло  несколько  месяцев,  а у Аполлинера - уже пытающегося  сотрудничать  в  литературных  журналах  - очередное увлечение:
шестнадцатилетняя Линда Молина да Сильва. Темноволосой Линде, томной и тихой красавице, немного шепелявой, что, очевидно, придает удивительное очарование ее  голосу,  Аполлинер  посвящает  особый  цикл  лирических стихов - особый, во-первых,  потому,  что  каждое  стихотворение написано на обороте почтовой открытки,  и  открытки  эти с апреля по июнь регулярно посылались на юг, где все  семейство  Молина  да Сильва проводило весну и лето 1901 года; особый и потому,  что  все  эти  "любовные  диктовки"  -  не  что иное, как проба сил молодого  Аполлинера.  Будущий  реформатор  стиха  обязан был пройти школу и понять, что он может быть профессионалом, что ему доступна любая, даже самая изощренная  поэтическая форма. Так возникают мадригал и акростих, "хвостатый сонет" и триолет, терцины и элегия.       Но  Линда  не  хочет  -  или  еще не умеет - ответить на это чувство. В письме  к  одному  из  общих  приятелей  она постоянно так и повторяет: "это чувство".  "Неужели он испытывает ко мне это чувство?", "Я не могу разделить это  чувство", "Я думаю, он очень горд и много страдает, видя, что я не могу ему  ответить  на это чувство..." Линда, как и Марей, сохранила все любовные послания  молодого  поэта,  и  впоследствии  они  были  опубликованы  в  его посмертной  книге  "Что  есть".  На  "это  чувство"  Аполлинера мало кто мог ответить.   Не   смогла   это  сделать  и  англичанка  Анни  Плейден  -  его по-настоящему  большая и по-настоящему трагическая любовь. Во всяком случае, безответное чувство сделало Аполлинера выдающимся лирическим поэтом.       Он познакомился с ней в Германии, в доме графини Элеоноры Мильгау, куда был  приглашен  учителем  французского  языка  к  малолетней  дочери графини Габриэль  и  где Анни служила гувернанткой. Об их бурном романе - на берегах Рейна, Сены и Темзы, о побеге Анни Плейден в Америку от жарких домогательств не  очень  ей  понятного и пугающего страстью и эрудицией поэта уже написаны сотни  страниц;  но куда важнее написанное самим Аполлинером, и прежде всего "Рейнские  стихи"  - и те, что вошли в его книгу "Алкоголи", и те, что он по
разным  причинам в нее не включил. История этой горькой любви превращается в стихах из события личной жизни в явление поэтической культуры. Обширный круг исторических,   литературных,   живописных   и   просто  бытовых  ассоциаций растворяет  любовь в жизни, придавая последней неповторимые колорит, глубину и напряженность.       Результатом   великого   пристрастия   поэта   к   раритетам  прошлого, реализацией  его  недюжинной  эрудиции  стали  две  первые книги Аполлинера: прозаическая  -  "Гниющий  чародей"  (1909)  и поэтическая - "Бестиарий, или Кортеж Орфея" (1911). "Бестиарий" Аполлинер посвятил писателю Элемиру Буржу, который  был  его  старшим  другом  и  почитателем  его таланта: именно Бурж
выдвинул  на  соискание Гонкуровской премии книгу Аполлинера "Ересиарх и Кo" (1910),  в  которую вошли рассказы, печатавшиеся в периодике, начиная с 1902 года.  И хотя премия "Ересиарху" не досталась, в этой книге Аполлинер заявил о себе как замечательный прозаик, тонко улавливающий дух своего времени.       Начиналась  эпоха Монмартра, знаменитой "Прачечной на плоту", на долгие годы   соединившая  воедино  "Триумвират",  как  их  называли  современники: Аполлинера,   Пикассо   и  поэта  Макса  Жакоба.  Несколько  позже  началось переселение  художников  с  Монмартра  на  Монпарнас,  в не менее знаменитый "Улей", - и все это войдет в историю как "belle epoque", "прекрасная эпоха", время  слома  и смены эстетических позиций. Начинались новые мифы: скорость, механика,  симультанность,  то  есть  осознание  в искусстве одновременности
самых   разных   процессов.   Воинственно   вступали  в  жизнь  католическое возрождение  и мистические пророчества: Жакоб "видит" на стене своей комнаты тень Христа и становится ярым католиком; потом предсказывает литератору Рене Дализу  первым  из  их  круга  умереть, причем в молодом возрасте, - и Дализ "первым",  в  1917  году,  гибнет  на фронте; потом Джордже де Кирико рисует пророческий  портрет Аполлинера под названием "Человек-мишень", за много лет до  ранения  поэта  отмечая  то  место  на  его  виске, куда попадет осколок снаряда...       Идея "Бестиария" пришла к Аполлинеру в 1906 году, в мастерской Пикассо, когда  он  наблюдал  за  работой  друга-художника, гравировавшего в то время изображения  животных.  А  через  год тот же Пикассо познакомил Аполлинера с Мари  Лорансен.  Ей  -  двадцать  два,  ему - двадцать семь. Она художница и немного  поэтесса,  за  его плечами крах сумасшедшей любви к англичанке Анни Плейден,  уже  значительный  опыт  работы  журналистом и критиком, серьезные публикации  стихов  и  прозы. Они пробудут вместе пять лет, которые окажутся наиболее  существенным  временем  в  жизни поэта, когда готовилась к изданию книга Аполлинера "Алкоголи". Михаил Яснов 
 |