| 
   
 Максимилиан Волошин«Сказание об иноке Епифании»
| 1
 
 Родился я в деревне. Как скончались
 Отец и мать, ушёл взыскати
 Пути спасения в обитель к преподобным
 Зосиме и Савватию. Там иноческий образ
 Сподобился принять. И попустил Господь
 На стол на патриарший наскочити
 В те поры Никону. А Никон окаянный
 Арсена-жидовина
 В печатный двор печатать посадил.
 Тот грек и жидовин в трёх землях трижды
 Отрёкся от Христа для мудрости бесовской
 И зачал плевелы в церковны книги сеять.
 
 Тут плач и стон в обители пошёл:
 Увы и горе! Пала наша вера.
 В печали и тоске, с благословенья
 Отца духовного, взяв книги и иная,
 Потребная в молитвах, аз изыдох
 В пустыню дальнюю на остров на Виданьской —
 От озера Онега двенадцать вёрст.
 Построил келейку безмолвья ради
 И жил, молясь, питаясь рукодельем.
 О, ты моя прекрасная пустыня!
 
 Раз, надобен от кельи отлучиться,
 Я образ Богоматери с Младенцем —
 Вольяшный, медный — поставил ко стене:
 «Ну, Свет-Христос и Богородица, храните
 И образ свой, и нашу с вами келью».
 Пришёл на третий день и издали увидел
 Келейку малую как головню дымящу.
 И зачал зря вопить: «Почто презрела
 Моё моление? Приказу не послушала? Келейку
 Мою и Твоея не сохранила?» Идох
 До кельи обгорелой, ан кругом
 Сенишко погорело вместе с кровлей,
 А в кельи чисто: огнь не смел войти.
 И образ на стене стоит — сияет.
 
 В лесу окрест живуще бесы люты.
 И стали в келью приходить ночами.
 Страшат и давят: сердце замирает,
 Власы встают, дрожат и плоть, и кости.
 О полночи пришли однажды двое:
 Один был наг, другой одет в кафтане.
 И, взяв скамью — на ней же почиваю, —
 Нача меня качати, как младенца.
 Я ж, осерчав, восстал с одра и беса
 Взял поперёк и бить учал
 Бесищем тем о лавку, вопиюще:
 «Небесная Царица, помоги мне».
 А бес другой к земле прилип от страха,
 Не может ног от пола оторвать.
 И сам не вем, как бес в руках изгинул.
 Возбнухся ото сна — зело устал, — а руки
 Мокром мокры от скверного мясища.
 
 В другой же раз, уснуть я не успел —
 Сенные двери пылко растворились,
 И в келью бес вскочил, что лютый тать,
 Согнул меня и сжал так крепко, туго,
 Что пикнуть мне не можно, ни дохнуть.
 Уж еле-еле пискнул: «Помози ми».
 И сгинул бес, а я же со слезами
 Глаголю к образу: «Владычица, почто
 Не бережёшь меня? Ведь в мале-мале
 Злодей не погубил». Тут сон нашёл
 С печали той великия, и вижу,
 Что Богородица из образа склонилась,
 Руками беса мучает, измяла
 Злодея моего и мне дала.
 Я с радости учал его крушить и мять,
 Как ветошь драную, и выкинул в окошко:
 Измучил ты меня и сам пропал.
 По долгой по молитве взглянул в окно — светает.
 Лежит бесище то, как мокрое тряпьё.
 Помале дрогнул и ногу подтянул,
 А после руку…
 И паки ожил. Встал, как будто пьян.
 И говорит: «Ужо к тебе не буду, —
 Пойду на Вытегру». А я ему: «Не смей
 Ходить на Вытегру — там волость людна.
 Иди, где нет людей». А он, как сонный,
 От келейки по просеке пошёл.
 
 Увидел хитрый Дьявол, что не может
 Ни сжечь меня, ни силой побороть,
 Так насади мне в келию червей,
 Рекомых мравии. Начаша мураши
 Мне тайны уды ясть, и ничего иного —
 Ни рук, ни ног, а токмо тайны уды.
 И горько мне и больно — инда плачу.
 Аз стал их, грешный, варом обливать,
 Рукой ловить, топтать ногой, они же
 Под стены проползают. Окопал я
 Всю келейку и камнем затолок.
 Они ж сквозь камни лезут и под печь.
 Кошницею в реке топить носил.
 Мешок на уды шил: не помогло — кусают.
 Ни рукоделья делать, ни обедать,
 Ни правил править. Бесьей той напасти
 Три было месяца. На последях
 Обедать сел, закутав уды крепко.
 Они ж, не вем как, — всё-таки кусают.
 Не до обеда стало: слёзы потекли.
 Пречистую тревожить всё стеснялся,
 А тут взмолился к образу: «Спаси,
 Владычица, от бесьей сей напасти».
 И вот с того же часа
 Мне уды грызть не стали мураши.
 Колико немощна вся сила человека.
 Худого мравия не может одолеть,
 Не токмо Дьявола, без Божьей благодати.
 
 
 2
 
 Пока в пустыне с бесами боролся,
 Иной великой Дьявол Церковь мучал
 И праведную веру искажал,
 Как мурашей, святые гнёзда шпарил,
 Да и до нас дошёл.
 Отец Илья, игумен Соловецкий,
 Велел писать мне книги в обличенье
 Антихриста, в спасение Царя.
 Никонианцы, взяв меня в пустыне,
 В темнице утомили, а потом
 Пред всем народом пустозёрским руку
 На площади мне секли. Внидох паки
 В темницу лютую и начал умирать.
 Весь был в поту, и внутренность горела.
 На лавку лёг и руку свесил — думал
 Души исходу лучше часа нет.
 Темница стала мокрая, а смерть нейдёт.
 Десятник Симеон засушины отмыл
 И серою еловой помазал рану.
 И снова маялся я днями на соломе.
 На день седьмой на лавку всполз и руку
 Отсечену на сердце положил.
 И чую: Богородица мне руку
 Перстами осязает. Я Её хотел
 За руку удержать, а пальцев нету.
 Очнулся, а рука платком повязана.
 Ощупал левой сеченую руку:
 И пальцев нет, и боли нет, а в сердце радость.
 Был на Москве в подворье у Николы
 Угрешского. И прискочи тут скоро
 Стрелецкий голова — Бухвостов — лют разбойник
 И поволок на плаху на Болото.
 Язык урезал мне и прочь помчал.
 В телеге душу мало не вытряс мне,
 Столь боль была люта…
 О, горе дней тех! Из моей пустыни
 Пошёл Царя спасать, а языка не стало.
 Что нужного, и то мне молвить нечем.
 Вздохнул я к Господу из глубины души:
 «О скорого услышанья Христова!»
 С того язык от корня и пополз,
 И до зубов дошёл, и стал глаголить ясно.
 
 Свезли меня в темницу в Пустозерье.
 По двух годех пришёл ко мне мучитель
 Елагин — полуголова стрелецкой,
 Чтоб нудить нас отречься веры старой.
 И непослушливым велел он паки
 Языки резать, руки обрубать.
 Пришёл ко мне палач с ножом, с клещами
 Гортань мне отворять, а я вздохнул
 Из сердца умилённо: «Помоги мне».
 И в мале ощутил, как бы сквозь сон,
 Как мне палач язык под корень резал
 И руку правую на плахе отсекал.
 (Как впервой резали — что лютый змей кусал.)
 До Вологды шла кровь проходом задним.
 Теперь в тюрьме три дня я умирал.
 Пять дней точилась кровь из сеченой ладони.
 Где был язык во рте — слин стало много,
 И что под головой — всё слинами омочишь,
 И ясть нельзя, понеже яди
 Во рту вращати нечем.
 Егда дадут мне рыбы, щей да хлеба,
 Сомну в единый ком, да тако вдруг глотаю.
 А по отъятии болезни от руки
 Я начал правило в уме творити.
 Псалмы читаю, а дойду до места:
 «Возрадуется мой язык о правде Твоея», —
 Вздохну из глубины — слезишка
 Из глазу и покатится:
 «А мне чем радоваться? Языка и нету».
 И паки: «Веселися сердце, радуйся язык».
 Я ж, зря на крест, реку: «Куда язык мой дели?
 Нет языка в устах, и сердце плачет».
 Так больше двух недель прошло, а всё молю,
 Чтоб Богородица язык мне воротила.
 Возлёг на одр, заснул и вижу: поле
 Великое да светлое — конца нет…
 Налево же на воздухе повыше
 Лежат два языка мои:
 Московский — бледноват, а пустозерской
 Зело краснёшенек.
 Взял на руку красной и зрю прилежно:
 Ворошится живой он на ладони,
 А я дивлюсь красе и живости его.
 Учал его вертеть в руках, расправил
 И местом рваным к резаному месту,
 Идеже прежде был, его приставил, —
 Он к корню и прильни, где рос с рожденья.
 Возбнух я радостен: что хочет сие быти?
 От времени того по малу-малу
 Дойде язык мой паки до зубов
 И полон бысть. К яденью и молитве
 По-прежнему способен, как в пустыне.
 И слин нелепых во устах не стало,
 И есть язык, мне Богом данный, — новый —
 Короче старого, да мало толще.
 И ныне веселюсь, и славлю, и пою
 Скорозаступнице, язык мне давшей новой.
 
 
 3
 
 Сказанье о кончине
 Страдальца Епифания и прочих,
 С ним вместе пострадавших в Пустозёрске:
 Был инок Епифаний положен в сруб,
 Обложенный соломой, щепой и берестом
 И политый смолою.
 А вместе Фёдор, Аввакум и Лазарь.
 Когда костёр зажгли, в огне запели дружно:
 «Владычица, рабов своих прими!»
 С гудением великим огнь, как столб,
 Поднялся в воздухе, и видели стрельцы
 И люди пустозёрские, как инок Епифаний
 Поднялся в пламени божественною силой
 Вверх к небесам и стал невидим глазу.
 Тела и ризы прочих не сгорели,
 А Епифания останков не нашли.
 
 
 
 | 
 |